Введение
Закупочная деятельность и логистика все чаще являются ключевыми моментами в работе компаний с целью улучшения продуктивности и конкурентоспособности предприятия. Фирмам требуются профессионалы, которые помимо навыков работы по решению вопросов, связанных с транспортными перевозками и хранению товара, обладают знаниями в области маркетинга и бизнеса, а также владеют опытом по снижению издержек в процессе закупки товаров.
В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Однако ее достижение зависит от решения целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сгруппировать следующим образом.
- выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу или привести к ее изменению);
- обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того,может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума);
- соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.
Таким образом, главной задачей закупочной логистики является поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам с учетом выполнения условий экономической эффективности.
Снабжение является таким видом деятельности, в которую входят процедуры доставки, последующего хранения и приемки товаров. Логистика снабжения представляет собой управление различными материальными потоками в ходе обеспечения компании материальными ресурсами или же услугами.
Темой нашей работы является оптимизация издержек в ходе закупки товаров как производственного, так и потребительского значения.
Актуальность данной работы состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование закупок. Строительство максимально эффективной закупочной деятельности является одним из наиболее важных условий того, чтобы компания функционировала успешно.
Предприятия должны относится к снабжению максимально внимательно. Поиск достаточно надежных поставщиков, качественного и недорогого сырья и материалов, а также максимально эффективного применения уже существующих ресурсов.
1. Процесс закупок и стратегии предприятия
Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления.
Материально-техническое обеспечение - звено в производственно-коммерческой, потоково-процессной деятельности в промышленном производстве и/или эксплуатации производственных или непроизводственных объектов, содержание которой направлено на снабжение соответствующих объектов необходимыми средствами (материалами, энергией, комплектующими, запасными частями и т. п.). [1]
Закупочная логистика является одной из основных логистических подсистем и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.
За рубежом сфера деятельности по обеспечению компании (фирмы-производителя или торговой компании) необходимыми видами материальных ресурсов и готовой продукции традиционно называется purchasing/procurement - закупки/управление закупками (снабжением). Эта же область производственной деятельности в отечественной практике до сих пор называется материально-техническим снабжением (обеспечением), на предприятиях оптовой торговли - товароснабжением. Однако в последние годы эту область стали определять как закупочную логистику.
Поскольку любое промышленное предприятие строит свою деятельность на основе стратегического планирования и длительных производственных циклов, то протекающие бизнес-процессы определяются его маркетинговой, логистической и производственной стратегиями.
В связи с этим остановимся на вопросах маркетинговой деятельности. Известно, что маркетинг – это осуществление предпринимательской рыночной деятельности, связанной с торговлей и обменом, направленной на продвижение товаров и услуг от производителей к потребителям в целях удовлетворения их потребности и получения выгоды.
Понятно, что маркетинговая деятельность предприятия достаточно широка и помимо внутрифирменного планирования и координации предусматривает постоянный поиск новых клиентов, выявление новых потребностей, соответствующие разработки или обновления продуктов, оценку положения на рынке, комплексный учет как благоприятных для деятельности факторов, так и сопутствующих рисков и угроз, возможных в настоящем и будущем.
2. Модель оптимизации процесса в процессе закупки товаров производственного и промышленного назначения
В условиях современного рынка, организации все больше ориентируются на потребителя, что проявляется в их стремлении к удовлетворению возможных потребностей клиентов. Для конкретного потребителя высокий уровень качества определенного товара или услуги означает наличие такого сочетания потребительских свойств, которое удовлетворяет его потребности. Одним из таких важных свойств является стоимость товара или услуги, которая в значительной степени зависит от издержек, связанных с различными операциями и работами.
Процесс закупок является одним из основных в деятельности предприятия, так как оказывает прямое влияние на стоимость, качество продукции и бесперебойность производственного процесса, и, следовательно, в конечном итоге определяет финансовые результаты и стоимость бизнеса.
В современных условиях специалисты по закупкам занимаются не только прорабатыванием вопросов, связанных с приобретением товарно-материальных ценностей, но и поиском подрядчиков и поставщиков различных услуг. В связи с этим специалисты должны подбираться соответствующей квалификации и компетенции.
При управлении отделом закупок сотрудники должны быть ориентированы на такие принципы как экономичность, качество и оперативность, но как показывает опыт работы в российских и зарубежных компаниях не всегда они выполняются в полной мере.
Опыт белорусских предприятий выявил следующие основные проблемы в управлении закупками:
1. Длительные сроки выполнения заявок на обеспечение.
2. Непрозрачность процедуры выбора поставщика и как следствие завышение договорных цен и недобросовестный выбор поставщика.
3. Недостаточный уровень компетентности сотрудников, что влияет на результаты переговоров и расходы, а также на качественные показатели его работы.
4. Слабая система коммуникаций между закупщиками и инициаторами, что, во-первых, увеличивает сроки проработки заказа и иногда приводит к поставке продукции несоответствующего необходимым требованиям.
3. Методы оценки логистических издержек и пути их оптимизации
Логистические затраты — затраты, связанные с выполнением логистических операций (размещение заказов на поставку продукции, закупка, складирование поступающей продукции, внутрипроизводственная транспортировка, промежуточное хранение, хранение готовой продукции, отгрузка, внешняя транспортировка), а также затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, на передачу данных о заказах, запасах, поставках.
Анализ логистических издержек прежде всего нужен самому предприятию, дабы проследить упущения в работе логистической системы, проанализировать причины недополучения прибыли и повышения конкурентоспособности предприятия.
Логистические издержки классифицируются на подгруппы по определённым признакам:
1) по способу отнесения к логистическим процессам:
- Прямые затраты логистической деятельности могут быть непосредственно отнесены на продукт, услугу, заказ или другой конкретный носитель.
- Косвенные затраты могут быть непосредственно отнесены на носитель только с помощью выполнения вспомогательных расчетов.
2) по признаку управляемости.
- Управляемые издержки логистической деятельности – издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответственности (подразделения).
- Нерегулируемые издержки – издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя, поскольку эти издержки регулируются на уровне компании в целом или во внешнем звене (на другом предприятии) ЛЦ.
3) По решаемым задачам:
- Продуктивные затраты логистической деятельности – затраты на работу, направленную на создание добавленной ценности, которую хочет иметь потребитель и за которую он готов платить.
- Затраты на поддержание логистической деятельности сами по себе не создают ценности, но они являются необходимыми, например, затраты на транспортировку, оформление заказов, проверку работы сотрудников, ведение учета продукции.
Заключение
Следует выделить особые роль и место закупок, как бизнес-процесса, в реализации упомянутых стратегий. С одной стороны, закупочная деятельность может рассматриваться как часть маркетинговой политики предприятия, поскольку известно, что при планировании перспективного развития маркетологи должны уделять особое внимание вопросам ресурсного обеспечения производственного процесса.
С другой стороны, и в логистической политике предприятия процесс закупок также играет очень важную роль — приобретение материальных ресурсов для обеспечения производства является одной из ключевых логистических функций. Кроме того, закупки считаются одной из трех функциональных областей логистики, наряду с логистикой производства и логистикой распределения.
Процесс закупок является одним из основных в деятельности предприятия, так как оказывает прямое влияние на стоимость, качество продукции и бесперебойность производственного процесса, и, следовательно, в конечном итоге определяет финансовые результаты и стоимость бизнеса.
Предлагается оптимизировать модель процесса закупок. Предложенные рекомендации по оптимизации модели процесса закупок должны улучшить не только финансово-экономические показатели деятельности предприятия, но и повысить оперативность специалистов по закупкам в проработке заявок.
Анализ логистических издержек прежде всего нужен самому предприятию, дабы проследить упущения в работе логистической системы, проанализировать причины недополучения прибыли и повышения конкурентоспособности предприятия.
Для осуществления контроля над логистическими затратами недостаточно контролировать только те затраты, которые образуются в пределах одного отдельного предприятия-. Контроль над логистическими затратами требует выявления всех затрат и ясности механизма их образования.
Главная проблема, возникающая при использовании общих издержек, заключается в том, что традиционная бухгалтерская практика классификации и учета основных видов издержек, как правило, не обеспечивает возможности идентификации всей цепочки затрат, связанных с тем или иным процессом продвижения МП от источника к потребителю.