1. Регулирование двойного гражданства в современном международном праве
2. Задача. В унитарном государстве А по состоянию на 1990 проживало несколько народностей (Б, В, Г). В восточной части государства была в равной доле проживали представители основной нации (Б) и национального меньшинства В, однако до 1300 года вся территория государства А входила в состав империи, управляемой народом В. после 1990 г. в свете происходящего в мире распада государств на востоке государства А начались стычки между представителями народа Б и национального меньшинства В. В требовали отделения восточной части государства и присоединения его к соседнему государству М.
Правительство А пыталось остановить враждебные действия против нации Б в восточной части территории страны. В результате государство А неоднократно обвинялось в нарушении основополагающих прав человека в отношении национальных меньшинств, включая проведение этнических чисток. Вместе с тем, враждебность по отношению к Б со стороны нации В достигла такого уровня, что к 1996 году на данной территории проживало 90% лиц национальности В, а представители нации Б либо погибли, либо переехали в другие части государства А.
Список использованных источников
1. Регулирование двойного гражданства в современном международном праве
Основополагающим элементом правового статуса личности является гражданство, как устойчивая политико-правовая связь лица с государством. В тоже время, гражданство - один из наиболее важных правовых институтов, являющийся основой конституционного строя. Наравне с гражданами, которые обладают полным объемом прав, свобод и обязанностей, выделяют и иные категории физических лиц: иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды) и лица, которые имеют гражданство двух или более государств (бипатриды).
Множественное гражданство или бипатризм (от лат «bis» дважды и греч. «-πατρίς» отечество, родина) с точки зрения права - это статус лица, который имеет гражданство двух или более государств, при этом данный статус характеризуется тем, что каждое государство может требовать от лица исполнения обязанностей в его пользу и рассматривает лицо исключительно как своего гражданина [8, с.129]. Множественное гражданство - неоднозначный феномен в международном правовом пространстве, что наглядно подтверждается в законодательстве стран, которые принято называть развитыми: Франция, США, Великобритания, ФРГ, Япония и др. Один тот факт, что вышеперечисленные страны разделились на группы, представляющие противоположные взгляды на явление бипатризма, поднимает множество вопросов и вызывает большой исследовательский интерес по отношению к данной правовой категории.
Как отмечается в научных работах, в международно-правовой литературе выделяют три подхода к множественному гражданству. Первый подход - запрещение полипатризма. При данном подходе отрицается при приобретении нового гражданства возможность сохранения гражданства данного государства. Кроме того закрепляется требование выхода из предыдущего гражданства при приобретении нового (ФРГ, Швеция).
Согласно второму подходу бипатризм признается и и выражается в разрешении государством свободно приобретать своим гражданам любое иностранное гражданство (Испания, Бразилия, Канада, Боливия).
Третий подход можно определить как допущение государством множественного гражданства. В этом случае допуск выражается в том, что государство при приобретении гражданином данного государства иного иностранного гражданства не требует отказа от своего гражданства, что закреплено в законодательстве Великобритании, Италии, Голландии, Франции, США и др.
ЗАДАЧА. В унитарном государстве А по состоянию на 1990 проживало несколько народностей (Б, В, Г). В восточной части государства была в равной доле проживали представители основной нации (Б) и национального меньшинства В, однако до 1300 года вся территория государства А входила в состав империи, управляемой народом В. после 1990 г. в свете происходящего в мире распада государств на востоке государства А начались стычки между представителями народа Б и национального меньшинства В. В требовали отделения восточной части государства и присоединения его к соседнему государству М.
Правительство А пыталось остановить враждебные действия против нации Б в восточной части территории страны. В результате государство А неоднократно обвинялось в нарушении основополагающих прав человека в отношении национальных меньшинств, включая проведение этнических чисток. Вместе с тем, враждебность по отношению к Б со стороны нации В достигла такого уровня, что к 1996 году на данной территории проживало 90% лиц национальности В, а представители нации Б либо погибли, либо переехали в другие части государства А.
Вопросы:
1. Что представляет собой народ, который обладает правом на самоопределение?
Народ, самостоятельно решающий вопрос о форме своего государственного существования, свободно устанавливающий свой политический статус и осуществляющий своё экономическое и культурное развитие.
2. Что представляют собой основополагающие права человека?
- Естественные права: право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, право на равенство, право нации на самоопределение, право народа на распоряжение своими национальными богатствами.
- Гражданские права: право на правосубъектности, право на судебную защиту, право на презумпцию его невиновности, неприкосновенность жилища, переписки, телефонных переговоров, право на создание семьи, неприкосновенность семьи
- Политические права: свобода передвижения и выбора места жительства, право убежища, право гражданства, свободы мысли, совести, право ассоциаций, право на участие в управление своей страной, право голоса,
- Экономические прав: право собственности, свобода предпринимательства,
- Социальные права: право на социальное обеспечение право на труд, на свободный выбор работы, на защиту от безработицы, право на равную оплату труда, право на профессиональные союзы, право на отдых и досуг, право на надлежащий жизненный уровень, право на образование, право на социальный и международный порядок.
1. Белов, А.В. Двойное гражданство и проблема лояльности / А.В. Белов // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2002. – № 2. – С. 157-161.
2. Григорьев А. Регламентация множественного гражданства в рамках европейских международных региональных организаций [Электронный ресурс] / Белорусский журнал международного права и международных отношений. – Режим доступа: http://evolutio.info/content/view/369/215
3. Калугин, В.А. Бипатризм в зарубежных государствах: реалии, проблемы, перспективы / В.А. Калугин // Актуальные проблемы сравнительного правоведения. – Спб. – 2017. – С. 129-134.
4. Решетнева, Т.В. Некоторые дискуссионное вопросы определения понятия множественности гражданства / Т.В. Решетнева // Проблемы экономики и юридической практики. – 2007. – № 4. – С. 300-302.
5. Шестакова, Т.С. Двойное гражданство и проблема лояльности / Т.С. Шестакова // Вестник юридического факультета Коломенского института (филиала) ФГБОУ ВПО "Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)". – 2013. – № 8. – С. 90-97.
6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [Электронный ресурс] / ООН. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml
7. Устав ООН [Электронный ресурс] / ООН. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html