1. Учение В.И.Вернадского о биосфере и функции живого вещества.
2. Кислотные осадки: причины, последствия и возможные пути предотвращения.
3. Нормативно-законодательная база энергосбережения в Республике Беларусь.
4. Особенности энергосбережения на транспорте.
Список использованных источников.
1. Учение В.И. Вернадского о биосфере и функции живого вещества.
Учение о биосфере создано академиком В.И. Вернадским в 1926 г. Идеи В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере являются обобщением естественнонаучных знаний, в рамках которых рассматриваются компоненты биосферы, ее границы, функции живого вещества и эволюция биосферы. В.И. Вернадский был первым, кто показал значительную биогеохимическую роль растений, животных и микроорганизмов в формировании биосферы. В структуре биосферы он выделял следующие элементы:
живое вещество (совокупность живых организмов на планете); во все геологические эпохи живое вещество, преобразуя и аккумулируя солнечную энергию, влияло на химический состав земной коры, было мощной геохимической силой, формирующей облик Земли;
косное (неживое) вещество (атмо-, гидро-, литосфера и их составляющие – газы, твердые частицы и водяные пары, выбрасываемые вулканами, гейзерами);
неживое биогенное вещество, которое создается в процессе жизнедеятельности организмов современной и прошлых геологических эпох (ископаемые остатки организмов, нефть, уголь, газы атмосферы, озерный ил – сапропель, осадочные породы, например, известняки);
биокосное вещество – результат жизнедеятельности организмов и небиологических процессов (почва, вода обитаемых водоемов, глинистые минералы) [1].
Биосфера имеет определенные границы, которые совпадают с границами распространения живых организмов в оболочках Земли, что определяется наличием условий существования жизни (благоприятный температурный режим, уровень радиации, достаточное количество воды, минеральных веществ, кислорода, углекислого газа).
2. Кислотные осадки: причины, последствия и возможные пути предотвращения.
Кислотные осадки – атмосферные осадки в виде дождя или снега, подкисленные (величина водородного показателя pH<5,6) из-за растворения в них кислотообразующих промышленных выбросов (загрязняющих веществ): SO2 , NOx , HCl и другие.
Кислотные осадки вызывают ацидификацию (подкисление или закисление) почвы, водоемов и приводят к повреждению живых организмов (гибель рыбы, снижение прироста лесов и т.д.).
Причины возникновения кислотных осадков.
Главной причиной кислотных дождей является присутствие в составе атмосферы Земли двуокиси серы SO2 и двуокиси азота NO2 , которые в результате происходящих в атмосфере химических реакций, превращаются в соответственно серную и азотную кислоты, выпадение которых на поверхность земли оказывает влияния на живые организмы и экотип в целом.
В результате деятельности человека в атмосферу попадают значительные количества соединений серы, главным образом в виде двуокиси (SO2). Среди источников этих соединений на первом месте в мире стоит уголь, сжигаемый на электростанциях и др. промышленных предприятиях. Уголь дает 70% от всех антропогенных выбросов. В процессе горения часть серы содержащееся в топливе превращается в сернистый газ, а часть остается в золе в твердом состоянии.
Среди антропогенных источников образования оксидов азота на первом месте стоит горение ископаемого топлива (уголь, нефть, газ и т.д.). Во время горения в результате возникновения высокой температуры находящиеся в воздухе азот и кислород соединяются. Сжигая ископаемое топливо, человечество ежегодно выбрасывает в воздушный бассейн Земли около12 млн.т. оксидов азота.
3. Нормативно-законодательная база энергосбережения в Республике Беларусь.
Формирование основ политики энергосбережения в республике целенаправленно ведется с 1993 года, со времени образования межведомственного республиканского органа – Государственного комитета по энергосбережению и энергетическому надзору Республики Беларусь (с 24.09.2001 г. – Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь).
Государственное управление в сфере энергосбережения, основанное на указанных основных принципах государственного управления, осуществляют Правительство Республики Беларусь и уполномоченный им республиканский орган государственного управления. Этим органом является:
Комитет по энергоэффективности;
Областные и Минское городское управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;
Координационный межведомственный совет по энергосбережению и эффективному использованию местных топливных ресурсов;
Межведомственная комиссия по энергосбережению и соответствующие комиссии в областях и г. Минске;
Экспертный совет при Комитете по энергоэффективности;
Государственные предприятия "Белэнергосбережение" и "Белинвестэнергосбережение".
Комитет по энергоэффективности проводит государственную политику в области энергосбережения путем решения соответствующих задач, определенных Положением о Государственном комитете по энергосбережению и энергетическому надзору Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 апреля 1997 г. № 320 [6].
4. Особенности энергосбережения на транспорте.
Автомобильный транспорт (АТ) представляет собой совокупность средств транспорта (подвижной состав, транспортная сеть и предприятия АТ), специалистов и документации. АТ потребляет более 60 % топлива нефтяного происхождения, расходуемого транспортным комплексом.
При современном потреблении запасов нефти хватит, по прогнозам специалистов, на 80–90 лет. Кроме того, уже сегодня затраты на топливо в себестоимости перевозок составляют около 30 %. В будущем стоимость этой составляющей будет возрастать из-за увеличения количества транспортных средств и затрат на получение топлива.
В связи с изложенным, актуальной является проблема экономии традиционных энергоресурсов и поиск новых, что позволит решать и экологическую проблему, создаваемую АТ. Эти проблемы могут быть решены следующими путями: совершенствованием конструкции транспортных средств, повышением эффективности их применения, использованием нетрадиционных источников и видов энергии, поиском новых [9].
1)Автомобильный транспорт. В качестве ключевых способов повышения энергоэффективности на автомобильном транспорте представляется:
Использование менее энергоемкого топлива:
сжиженный и сжатый газ
разработка новых видов экономичного топлива
Снижение массы автомобиля за счет замены металлических материалов на полимерные, обеспечивающие не только сокращение расхода топлива, но и большую безопасность. В соответствии с данными Европейской ассоциации производителей, снижение массы автомобиля на 100 кг позволит достичь экономии топлива в размере более 160 литров в год.
1. Вернадский, В.И. Живое вещество и биосфера / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1994. – 536 с.
2. Воронков, Н.А. Экология общая, социальная, прикладная / Н.А. Воронков. – М.: Лгар, 1999. – 424 с.
3. Стрельник, О.Н. Концепции современного естествознания. Конспект лекций / О.Н. Стрельник. – М.: Академия, 2011. – 168 с.
4. Хорват, Л. Кислотный дождь / Л. Хорват. – М.: Стройиздат, 1990. –83 с.
5. Агаджанян, Н.А. Человек и биосфера (Медико-биологические аспекты) / Н.А. Агаджанян. – М.: Знание, 1987. – 96 с.
6. Беляев В.М. Основы энергосбережения / В.М. Беляев. – Мн.: МИУ, 2004. – 111 с.
7. Основы управления энергосбережением и энергопотреблением [Электронный ресурс] / ЭСКО. – 2013. – Режим доступа: http://esco-ecosys.narod.ru/2009_5/art149.htm.
8. Энергосбережение в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Cilindr.by. – Режим доступа: http://cilindr.by/article/read/saving_in_by.html.
9. Лобах, В.П. Пути энергосбережения на автомобильном транспорте / В.П. Лобах // Материалы международной научно-технической конференции. – Могилев: МГТУ, 2001. – С. 75–76.
10. Проблемы энергосбережения и охраны окружающей среды на железнодорожном транспорте / Сб. докладов на объединенной научной сессии советов РАН по проблемам теплофизики и теплоэнергетики / Б.Н. Минаев, И.В. Агафонова, Е.В. Драбкина. – М.: МИИТ, – 2008. – С. 12–29.