1. Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды
2. Правовое регулирование охраны и использования животного мира
3. Задача. Член СПК (колхоза) "Рассвет" П. П. Петров решил выйти из состава СПК и вести самостоятельное крестьянское (фермерское) хозяйство. В связи с этим П. П. Петров подал заявления правлению СПК о выходе из членов СПК и выделении земельного участка размером 10 Га. Председатель СПК пояснил П. П. Петрову, что колхоз не располагает свободными землями для целей крестьянского (фермерского) хозяйства и просьбу его удовлетворить не может. Он порекомендовал П. П. Петрову обратиться в районный исполком, чтобы предоставили земельный участок из земель запаса. Правомерно ли разъяснение председателя СПК? Кто в праве предоставить земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства? Каков порядок предоставления земельного участка в данной ситуации?
Список использованных источников
1. Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды
Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Цель управления природопользованием и охраной окружающей cpeды – предупреждение негативного воздействия общественной деятельности на окружающую среду, которое выходит за рамки необходимого для общества потребления природы. Управление экологией является составной частью управленческой деятельности государства в целом. Вместе с тем оно носит самостоятельный характер и имеет свои особенности, обусловленные спецификой объекта управления.
Как и функции управления, органы управления природопользованием и охраной окружающей среды подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции.
К органам общей компетенции относятся Президент Республики Беларусь, Национальное собрание, Правительство, местные советы депутатов и исполнительные и распорядительные органы.
Органы специальной компетенции:
− Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;
− Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;
− Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС);
− Комитет лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь;
− Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;
2. Правовое регулирование охраны и использования животного мира
Животный мир Республики Беларусь является неотъемлемым компонентом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляемым, охраняемым природным ресурсом.
Отношения в области охраны и рационального использования животного мира в Республике Беларусь регулируется Законом РБ «О животном мире»» от 10.07.2007 года, который устанавливает правовые основы охраны и устойчивого использования объектов животного мира и среды их обитания в целях сохранения биологического разнообразия, предотвращения вреда жизни и здоровью диких животных от вредного воздействия антропогенных факторов, болезней, чрезвычайных ситуаций, неблагоприятных условий и обеспечения способности объектов животного мира удовлетворять экономические, эстетические и иные потребности нынешнего и будущих поколений.
Закон определяет что животный мир - это охраняемый компонент природной среды, возобновляемый природный р6сурс, представляющий собой совокупность всех диких животных, постоянно обитающих на территории Республики Беларусь или временно ее населяющих, в том числе и диких животных в неволе.
Дикие животные − млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земно-водные, рыбы, насекомые и другие животные обитающие на земле (на поверхности, в почве, в подземных пустотах) в поверхностных водах и атмосфере в условиях естественной свободы, а также дикие животные в неволе.
Дикие животные в неволе - дикие животные, отловленные из среды их обитания, и их потомство, содержащиеся и (или) разведенные в условиях с ограничением их естественной свободы.
Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной собственности.
3. Задача. Член СПК (колхоза) "Рассвет" П. П. Петров решил выйти из состава СПК и вести самостоятельное крестьянское (фермерское) хозяйство. В связи с этим П. П. Петров подал заявления правлению СПК о выходе из членов СПК и выделении земельного участка размером 10 Га. Председатель СПК пояснил П. П. Петрову, что колхоз не располагает свободными землями для целей крестьянского (фермерского) хозяйства и просьбу его удовлетворить не может. Он порекомендовал П. П. Петрову обратиться в районный исполком, чтобы предоставили земельный участок из земель запаса. Правомерно ли разъяснение председателя СПК? Кто в праве предоставить земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства? Каков порядок предоставления земельного участка в данной ситуации?
В соответствии со ст. 17 Кодекса Республики Беларусь о Земле Земельные участки могут предоставляться в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам Республики Беларусь, иностранным юридическим лицам и их представительствам, иностранным государствам, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям и их представительствам в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства об охране и использовании земель.
Арендодателями земельных участков, находящихся в государственной собственности, являются государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной настоящим Кодексом и иными актами законодательства.
Арендодателями земельных участков, находящихся в государственной собственности, могут являться администрации свободных экономических зон в случае предоставления земельных участков резидентам соответствующих свободных экономических зон, специальных туристско-рекреационных парков, органом управления которых является администрация свободной экономической зоны, в границах данных зон, парков с осуществлением при необходимости перевода земельных участков из одних категорий в другие, в том числе с заключением договоров аренды этих земельных участков, если эти права делегированы соответствующими областными, Минским городским, городскими (городов областного, районного подчинения) и районными исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией, предусмотренной настоящим Кодексом.
Следовательно, договор аренды земельного участка является недействительным, а отказ в регистрации данного договора правомерен, в связи с тем, что Коммунальное унитарное предприятие «Рассвет» в лице директора не может выступать арендодателем земельного участка, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, а именно сдавать его в аренду или иным способом распоряжаться данным имуществом без согласия собственника (ч. 3 ст. 276 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
1. Кодекс Республики Беларусь о Земле [Электронный ресурс]: 23 июля 2008 г. № 425-З, принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 26.10.2012 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 7 декабря 1998 г., № 218-3: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. О животном мире [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь : принят Палатой представителей 7 июня 2007 года: с изм. и доп.: текст по состоянию на 18 июля 2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.