1. Классификация территорий в международном праве
2. Характеристика международного права как особой системы права
3. Задача. В 1999 г. вооруженные силы США провели бомбардировку объектов, находящихся на территории Югославии. Причиной этих действий послужила квалификация НАТО операций, проводимых властями Югославии в Косово, как акт геноцида. Оцените действия вооруженных сил НАТО против Югославии в части их соответствия принципам невмешательства во внутренние дела, неприменения силы, мирного разрешения споров
Список использованных источников
1. Классификация территорий в международном праве
Термин «территория» используется в международном праве для обозначения земного, а также внеземного пространства, очищенного от других пространств определенными пределами, и имеющего определенный юридический статус (например, статус государственной территории) и соответствующий ему правовой режим.
Понятие «правовой статус» и «правовой режим» используются в качестве критерия для юридической классификации территорий. Хотя многие юристы-международники отождествляют эти понятия, считается, что они все же имеют разное толкование.
Под правовым статусом территории следует понимать ее базисную правовую характеристику, определение ее основной принадлежности в соответствии с международно-правовой классификации территорий (например, государственная территория, международная территория и др.).
Правовой режим выступает в виде признанных в международном праве и в законодательстве государств специфических черт и характеристик определенной территории в совокупности определяют и обусловливают определенный, отличный от других, порядок ее использования. Подтверждением наших выводов является то, что территории, которые имеют одинаковую юридическую природу и образуют единую пространственную категорию, могут отличаться специфическими особенностями своего правового режима. Например, в категории государственной территории могут существовать такие правовые режимы, как внутренние морские воды и территориальные воды (территориальное море), а в категории международных пространств - открытое море, морское дно за пределами национальной юрисдикции и т.д. и наоборот, правовом режиме территорий, имеющих различную юридическую природу, может иметь много общего, например, правовой режим международных каналов и открытого моря.
2. Характеристика международного права как особой системы права
Международное и национальное (внутреннее) публичное право имеет некоторые существенные общие черты, благодаря которым эти две разные системы норм и принципов признаются правовыми: нормы международного и национального публичного права обеспечены юридической силой, т.е. их выполнение гарантировано авторитетом и силой государств, действуют индивидуально или коллективно.
Нормам и принципам международного и национального публичного права присущи:
- Четкая определенность;
- Соблюдение определенной формы выражения (forma legalis, forma essentialis, которые установили юристы Древнего Рима);
- Выполнение устоявшейся процедуры принятия и вступления в силу;
- Обеспечение выполнения норм средствами восстановления права и обуздания произвола (Ubi jus, ubi remediam - «где право, там и средства его защиты»).
Однако международное право имеет ряд особых характеристик, которые делают его вполне отличным от национальных правовых систем, связанных с существованием современного государства и его аппарата. Современное государство сосредотачивается на использовании силы, устанавливая на ее применение государственную монополию, удерживает постоянную армию и сравнительно эффективный аппарат управления.
В отличие от внутригосударственного права международное право - это горизонтальная правовая система, которой не свойственны верховная власть, сосредоточенность на применении силы и распределение трех основных функций, которые обычно возложены на государственные органы власти (правообразования - законодательные органы, принятия решений на основании права - суды, правоприменения - администрация, полиция, армия). Генеральная Ассамблея ООН не является мировым законодательным органом. Международный Суд ООН может действовать только на основании согласия государств на его юрисдикцию, а правоприменительная деятельность Совета Безопасности ООН ограничена и юридически, и политически. Но государство, нарушающее международное обязательство, отвечает за противоправное действие перед потерпевшим государством или, при определенных обстоятельствах, перед всем международным сообществом. Потерпевшая государство может совершить международный иск, обратившись к третьей стороне как к посреднику или прибегнув к арбитражным или судебным процедурам. Но доминирует в международном праве самозащиту государств в случае нарушения их прав, когда допустимости самозащиты физических лиц в национальных правовых системах значительно ограничено.
Задача. В 1999 г. вооруженные силы США провели бомбардировку объектов, находящихся на территории Югославии. Причиной этих действий послужила квалификация НАТО операций, проводимых властями Югославии в Косово, как акт геноцида. Оцените действия вооруженных сил НАТО против Югославии в части их соответствия принципам невмешательства во внутренние дела, неприменения силы, мирного разрешения споров.
Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН, «все Члены Организации Объединённых Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость».
Международное право не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых они попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие в его внутреннюю компетенцию.
В частности, каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства и ни одно государство не должно организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путём насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.
1. Буроменский М.В., Международное публичное право, 2006.
2. Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975.