1. Подберите из психолого-педагогических источников 5 примеров тренинговых занятий по развитию умений, навыков и способностей к педагогическому общению с детьми с речевыми нарушениями.
2. Опишите сложную ситуацию в работе с детьми с речевыми нарушениями, с которой вы столкнулись в период прохождения практики, и предложите несколько вариантов выхода из названной ситуации.
3. Разработайте выступление учителя-логопеда на родительском собрании на тему «Трудности детей с речевыми нарушениями при обучении чтению и письму».
4. Подберите материал для чтения детям названной категории, способствующий их социальному и коммуникативному развитию (по пять текстов: сказки, стихотворения, рассказы и дайте полные выходные данные каждого материала).
5. Напишите эссе (развернутое) на тему «Профессиональный портрет «логопеда».
Список использованной литературы
1. Подберите из психолого-педагогических источников 5 примеров тренинговых занятий по развитию умений, навыков и способностей к педагогическому общению с детьми с речевыми нарушениями.
Тема: «Построение педагогического общения с детьми дошкольного возраста»
Цель: дать возможность «проживания» педагогом роли ребенка, конкретизировать правила взаимодействия с детьми для достижения личностно-ориентированной модели общения, осознание собственных стратегий общения с детьми.
Задачи:
1. Содействовать повышению уверенности общения в коллективе.
2. Упражнять педагогов в использовании метода наблюдения в общении с детьми.
3. Развивать навыки эмоционального, вербального, визуального общения с детьми.
4. Обучение взрослых навыкам самоанализа.
Материал: бейдж на каждого участника (для незнакомой аудитории), белая доска, маркер, атрибуты для игры «Три отличия», схемы классификаций метода наблюдения, лист ватмана, набор карандашей, карточки со списком возможных вариантов ответов для упражнения «Опять опоздал», два набора геометрических фигур.
Вступление
Актуальность
«Я пришел из детства, как из страны...»
А. де Сент-Экзюпери
Пытаетесь ли представить себе, что произойдет с детьми, какими они станут после того, как прожив дошкольное детство, будут готовы покинуть вас и перейдут в школу? Можете ли вы назвать то главное, что хотели бы видеть у всех ваших воспитанников без исключения? Учитываете ли индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка?
Модели взаимодействия воспитателя с детьми. (По В.А.Петровскому).
Модель «невмешательства» в жизнь ребенка.
Учебно-дисциплинарная модель общения.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.
Обсуждение каждой модели, выявление их положительных и отрицательных сторон. В беседе констатируется необходимость стремления к личностно-ориентированной модели взаимодействия.
2. Опишите сложную ситуацию в работе с детьми с речевыми нарушениями, с которой вы столкнулись в период прохождения практики, и предложите несколько вариантов выхода из названной ситуации.
На практике я познакомилась с ребёнком, который в процессе занятия молчал и не реагировал на мои просьбы по артикуляции определённого звука. В процессе постановки звука по подражанию он испытывал затруднения, но отказывался в моей помощи в виде палочек, шпателей. Во время нахождения в классе он проявлял хорошее поведения, но если и начиналась учебная деятельность, то ребёнок мог кричать, отказываться садиться за рабочее место.
3. Разработайте выступление учителя-логопеда на родительском собрании на тему «Трудности детей с речевыми нарушениями при обучении чтению и письму».
Чтение – это сложнейший вид речевой деятельности, восприятие печатного или рукописного текста, понимание содержания прочитанного. Этот психофизиологический процесс осуществляется при участии Рече двигательного, зрительного, речеслухового анализаторов. Начинается процесс чтения со зрительного восприятия, различения, узнавания букв, соотнесения их со звуковым образом, прочитывания и понимания значения слова, предложения или рассказа.
Письмо – сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей (Г.В.Рогова). Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.
Дети 5-6 летнего возраста без нарушений в развитии речи обладают определенной готовностью к обучению чтению благодаря достаточному уровню общего и речевого развития. Они могут быстро запомнить буквы, соотнести их со звуками речи, легко усвоить слияние звуков, передать смысл прочитанного слова или предложения.
Дети с речевой патологией такой готовностью к обучению чтению и письму не обладают. Поступая в школу, они являются потенциальной группой риска в отношении полноценного овладения навыком чтения и письма. На основе несформированных психических процессов, обеспечивающих механизм чтения и письма в норме, у детей с дефектами речи часто появляются стойкие нарушения чтения и письма, выражающиеся в повторяющихся ошибках - это дислексия и дисграфия.
Дислексия и дисграфия и неудачи при овладении чтением и письмом могут закрепить в характере ребёнка отрицательные черты: неуверенность в себе, робость, тревожность или озлобленность, агрессивность, другие негативные реакции. Ребенок, который научился читать и писать, чувствует себя более взрослым, умным, ему становится доступна многая информация.
Дети с дислексией неизбежно столкнутся с трудностями при дальнейшем обучении в школе, так как у них будут множественные ошибки на письме, трудности в понимании прочитанного, замедлен общий темп работы на уроке, они могут отставать от детей.
4. Подберите материал для чтения детям названной категории, способствующий их социальному и коммуникативному развитию.
Как волчонок Симка научился дружить.
Ох, уж этот Симка! Прыгает, бегает, крутится, нет от него покоя бабушке. Сегодня опять пришёл из леса поцарапанный, а вчера с шишкой на лбу. Сидит вечером, нахмурился, сжал кулаки: "Я им задам, всем покажу, кто самый сильный!" "Симка, ты кого опять собрался гонять, собак из посёлка?" — спрашивает бабушка. "Каких собак, я волчат хочу проучить, они всё время раньше меня встают и кур в посёлке гоняют, а когда я прихожу, то кур запирают в курятник".
Волчонок ещё долго ворчал, рисовал на бумаге план, как он накажет волчат из соседнего леса. На выходные дни к волчонку приехали родители. Они были удивлены, что их волчонок такой обидчивый, ворчливый, с ним невозможно поговорить и договориться. Даже подаркам не обрадовался — ни новенькому портфелю, ни фломастерам, ни цветным карандашам, ни тонким тетрадочкам. Симка скоро в школу пойдёт, в 1 класс, всего-то осталось две недели.
"Что же с нашим сыном стряслось?" — спрашивают родители у бабушки. — "Мы его не узнаём, у него шишка, царапины, он всё время ворчит, не слушается". Тогда бабушка рассказала родителям Симкину историю про волчат и кур. "Сынок, как же ты собираешься в школе с одноклассниками дружить, если ты всех в лесу обижаешь, задираешься?" "Ха-ха, — смеётся волчонок, — в школе я буду самым главным и сильным; а кто меня не послушает, того я буду бить!"
Растерялись родители, не ожидали они такого от своего волчонка. Всегда был послушным. Да, любил побегать, порезвиться, пока старшие ему еду готовили, посуду мыли, даже кровать убирали. Но чтобы драться, кусаться и обзываться, такого за ним не наблюдали. Уехали родители из леса совсем расстроенные, долго в дороге обсуждали поведение сына, но так и не решили, что будут делать.
Скоро наступило Первое сентября, волчонка мама нарядила в красивую отглаженную форму, белую рубашечку надела. С ранцем за спиной и букетом цветов Симка был таким симпатичным, что учительница и даже ребята на него часто поглядывали. А волчонок почему-то гримасничал, показывал язык. Зверята смеялись и пожимали плечами.
5. Напишите эссе (развернутое) на тему «Профессиональный портрет «логопеда».
Профессиональный портрет логопеда
Детский сад – особый мир, в котором главные герои – дети, такие разные и непохожие друг на друга. Многим из них нужен не только воспитатель, а ещё и логопед.
Учитель – логопед – это универсальный педагог, имеющий знания в области психологии, неврологии, педагогики, дефектологии и даже актёрского мастерства. Что же важнее в работе логопеда – человеческие качества или профессионализм? Для меня эти понятия неразделимы. Только доброта и внимание, творческая активность и профессиональные качества педагога, помогут ребёнку раскрыться, вселить уверенность в собственные силы, достичь хороших результатов.
Важным аспектом деятельности каждого учителя-логопеда является то, что он должен быть не только защитником и опекуном своих воспитанников, но и близким другом, которому можно рассказать обо всех своих переживаниях, ведь в таком юном возрасте дети очень чувствительны, они требуют не только безоговорочной любви и тепла, но и понимания, а также совета взрослого человека, который сможет сказать им, как и что нужно и можно делать, а чего не стоит.
Профессия учителя-логопеда должна, несомненно, вызывать гордость, поскольку она является одной их самых древних и самых сложных профессий. Почетной она является потому, что оставляет в душе светлое чувство исполненного долга перед малышами, дает возможность чувствовать свое участие в их судьбе, а, следовательно, свою полезность в этом мире и обществе. Множество лиц повстречает человек на протяжении всей своей жизни, вот только лицо своего учителя и наставника он навсегда запомнит.
Коррекция речи – дело очень тонкое и сложное, которое не поддается штампам, зачастую не может быть описано стандартными методами и процедурами, но это важное дело, ведь оно несет помощь тем, кто в ней так нуждается. И в словах великого Цицерона мы можем рассмотреть саму суть профессии учителя в целом, а, в частности, профессии учителя-логопеда: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку».
1. Бахарева К.С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
2. Бессонова, Т. Б. Обучаем читать и писать без ошибок М.: изд. Аркти, 2005. В.А. Акименко Речевые нарушения у детей М.: изд. Феникс, 2008.
3. Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. «Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства»- М.: Смысл; Academia, 1996.
4. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.сост. А.В.Ненашева, Г.Н.Осинина, И.Н.Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2011. – 143 с.
5. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Тренинг общения с ребенком» - Речь.: Творческий Центр сфера. Санкт-Петербург, 2008.
6. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога.- М.: Эксмо, 2008.
7. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / авт.сост. О.В.Москалюк, Л.В.Погонцева. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2011. - 123с.
8. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт.- сост. О.И.Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
9. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. Методические разработки занятий социально-психологического тренинга. Москва.- 1993.
10. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы/ – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002.
11. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. - М., 2008.
12. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий. - М., 2010.