1. ПОНЯТИЕ «ПРАВОНАРУШЕНИЕ», ЕГО ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ
2. ПОНЯТИЕ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ», «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ». ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
3. ЗАДАЧА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ
Председатель Верховного Суда и его заместители назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания из числа судей Верховного Суда сроком на пять лет (ч. 1 ст. 47, ч.1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).
Председатель Верховного Суда осуществляет процессуальные и организационные функции, обеспечивая надлежащее руководство работой высшего судебного органа в системе общих судов (ст. 47 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).
Председатель Верховного Суда, выполняя свои процессуальные полномочия:
- вправе председательствовать в заседаниях судебных коллегий Верховного Суда;
- вправе истребовать из нижестоящие судов судебные дела для принятия их к своему производству, для проверки их в порядке надзора, для изучения и обобщения судебной практики;
- приносит проекты в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;
- вправе приостановить исполнение судебных постановлений любого общего суда до разрешения дела в порядке надзора.
Осуществляя руководство работой Верховного Суда по надзору деятельностью общих судов Председатель Верховного Суда:
- руководит работой по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ, ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ
Предварительное следствие в Республике Беларусь производится следователями Следственного комитета Республики Беларусь, органов государственной безопасности, дознание по уголовным делам производится органами дознания.
Предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам, за исключением дел о преступлениях, указанных в ч. 2 ст. 26 УПК, которые являются делами частного обвинения, возбуждаются лицом, пострадавшим от преступления, его законным представителем или представителем юридического лица и производство по ним подлежит прекращению в случае примирения его с обвиняемым.
Производство предварительного следствия обязательно также по всем делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, а также о предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяниях невменяемых или лиц, заболевших психическим расстройством (заболеванием) после совершения преступления.
По каким конкретно преступлениям могут производить следствие указанные органы определено ст. 182 УПК (подследственность), то есть закреплены полномочия указанных органов.
Если в ходе расследования будут выявлены преступления, дела о которых относятся к подследственности другого органа предварительного следствия, расследование продолжается органом, его осуществляющим, либо подследственность определяется прокурором.
При соединении в одном производстве дел по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, подследственных разным органам предварительного следствия, расследование производится органом, по времени первым возбудившим уголовное дело, либо подследственность определяется прокурором.
3. ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ СУДЕЙ. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ СУДЕЙ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Согласно Кодекса о судоустройстве и статусе судей аттестация подразделяется на очередную и внеочередную.
Аттестация проводится в отношении:
судей Верховного Суда Республики Беларусь (кроме Председателя Верховного Суда Республики Беларусь), председателей, заместителей председателей областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска), судей – членов квалификационных коллегий судей областных (Минского городского) судов и экономических судов областей (города Минска) – Высшей квалификационной коллегией судей Верховного Суда Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;
судей областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска) (кроме председателей, заместителей председателей, судей – членов квалификационных коллегий судей указанных судов), председателей, заместителей председателей и судей районных (городских), специализированных судов – квалификационными коллегиями судей областных (Минского городского) судов и экономических судов областей (города Минска) по представлению соответственно председателей областных (Минского городского) судов и экономических судов областей (города Минска).
В отношении Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Беларусь, Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, а также судей, имеющих высший квалификационный класс, аттестация не проводится.
На судью, подлежащего аттестации, не позднее чем за один месяц до ее проведения председателем соответствующего суда (вышестоящего суда – в случае аттестации председателя суда) составляется характеристика, которая должна содержать полную и объективную оценку профессиональной деятельности судьи, его деловых и нравственных качеств, уровня профессиональных знаний.
1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 с изм. и доп., принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2018.
2. Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» от 29.06.2006: с изм. и доп.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
3. Уголовно - процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г.: с изм. и доп.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
4. Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 08.05.2007, №220-З: с изм. и доп.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
5. Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14.06.2003 № 204-3: с изм. и доп.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
6. Закон Республики Беларусь «О Следственном комитете Республики Беларусь» от 13 июля 2012 г. № 403-З: с изм. и доп.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
7. Бибило. В.Н. Судоустройство: Учебник. Минск: «Право и экономика», 2001.
8. Борико. С.В. Судоустройство: Учебник. Минск: Амалфея, 2000.
9. Бибило. В.Н. Судоустройство в Республике Беларусь: Учебное пособие. Минск. «Право и экономика», 2000.
10. Гавриленко В.Г. Судоустройство. Учебник. Минск: «Право и экономика», 2006.
11. Данилевич А.А., Мартинович И.М. Судоустройство. Учебник. Минск: Амалфея, 2002.
12. Максимов Л.Г. Судоустройство. ОО МНО: Минск, 2001.
13. Сенько А.С. Судоустройство. Учебное пособие. Минск. «Тетралит», 2014.