1. Понятие об ощущении. Классификация и виды ощущений.
2. Возможности преодоления стрессовых состояний.
3. Формирование и развитие способностей в трудовой деятельности.
4. Практическое задание 2.
5. Список использованной литературы.
1. Понятие об ощущении. Классификация и виды ощущений.
Человеческий организм при помощи органов чувств получает различную информацию о предметах и явлениях материального мира. Эта информация передаётся в мозг, где формируются копии раздражителей. Процесс создания таких копий (при непосредственном воздействии на органы чувств) называется ощущениями.
Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состояниях организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной.
Рефлекторная природа ощущений
Итак, ощущения — начальный источник всех наших знаний о мире. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.
Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами.
2. Возможности преодоления стрессовых состояний.
Поскольку стресс можно определить, как совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров), то и способов преодолеть стресс может быть большое множество.
К самым простым из таких способов можно отнести отдых и расслабление - будь то прогулки, чтение, занятия музыкой, спортом или отсутствием абсолютно любой нагрузки. Выбор зависит только от индивидуальных особенностей человека.
Среди прочих выделяют и так называемые активные способы повышения общей устойчивости человеческого организма. Их разделяют на три группы.
Первая группа – включает способы, использующие физические факторы воздействия – это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой и так далее.
Вторая группа – аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз.
Третья группа способов повышения общей устойчивости организма связана с биологически активными веществами. Начало этого явления уходит в далекую древность, а масштабы потрясающи.
Попытки лечить депрессию (влиять на пониженное настроение) относятся к глубокой древности: так еще в VIII в. до нашей эры ассирийцы употребляли листья кокаина, чтобы «создать сытость у голодных, силу у слабых и забвение невзгод». Распространение кока в Южной Америке (XIVв) и опия на Среднем Востоке (XVIIв.) произошли в критический период, когда в этих районах Земли свирепствовал голод.
3. Формирование и развитие способностей в трудовой деятельности.
Термин «способности» имеет много толкований, и до настоящего времени нет его однозначного определения.
В англоязычной литературе по психологии широко используется термин «capasity», обозначающий предельные возможности, определяемые и ограничиваемые конституцией человека, его потенциальные возможности, которые могут быть реализованы при благоприятных обстоятельствах. То, как действует человек в данный момент, зависит от его способности, умения, возможности для реальной активности (ability).
Когда люди в одинаковых обстоятельствах достигают различных успехов в освоении и выполнении какой-либо деятельности, говорят о наличии соответствующих способностей у одних людей и их отсутствии у других.
Успешность овладения деятельностью и ее выполнение зависит также и от мотивов, знаний, умений и навыков. Но способности не сводятся ни к мотивам, ни к знаниям, ни к умениям, ни к навыкам. Вместе с тем все они выступают как условия реализации способностей.
Способности человека, как и любые другие личностные образования, имеют двойственную психологическую природу.
С одной стороны, в любой способности имеются индивидные компоненты, составляющие ее биологические основы или предпосылки. Они называются задатками.
Задатки представляют собой морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения. Большинство из них предопределены генетически.
Кроме врожденных, у человека существуют также приобретенные задатки, которые оформляются в процессе созревания и развития ребенка в первые годы жизни.
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 365 с
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевская. – Москва: изд-во Московского гос. ун-та, 1975. — 399 с.
3. Григорович Л.А. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2007. – 408 с.
4. Козубовский В.М. Общая психология: учебное пособие. – Мн.: Амалфея, 2008.
5. Крысько В.Г. Психология и педагогика: учебник для вузов. – М.: Омега – Л, 2009. – 336 с..
6. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия / А.Б. Леонова, О.Н. Чернышева. - М.: Родикс, 2011. - 448 с.
7. Лурия А. Р. Ощущение и восприятие / А. Р. Лурия. – Москва: изд-во Московского гос. ун-та, 1975. — 112 с.
8. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / Под ред. А.А.Радугина. – М.: Ин-та Психотерапии, 2008. – 336 с.