3. Процесс управления. Объект и субъект управления. Их взаимосвязь в процессе управления.
11. Функции менеджмента: понятие, виды (общие и конкретные). Их общая характеристика.
43. Формы управленческого взаимодействия. Делегирование, ответственность и полномочия.
47. Демократический стиль управления, его разновидности стиля. достоинства и недостатки.
Практическое задание
Список использованных источников
3. Процесс управления. Объект и субъект управления. Их взаимосвязь в процессе управления.
Процесс управления:
1) определение цели и результата ее достижения с помощью необходимых и достаточных способов, средств и воздействий;
2) функция организованных систем разнообразной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей деятельности;
3) создание и осуществление воздействий, обеспечивающих желаемое функционирование объекта, приводящее к определенной цели;
4) процесс организации целенаправленного воздействия на некоторую часть среды, называемую объектом управления, в результате чего удовлетворяются потребности субъекта, взаимодействующего с этим объектом;
5) процесс формирования целей и способов их достижения;
6) использование причинно-следственных отношений, при котором поведение системы приводит к желаемому результату (система достигает цели или решает задачу);
7) воздействие на объект, улучшающее функционирование или развитие данного объекта;
8) управление – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов деятельности [2, c. 85].
11. Функции менеджмента: понятие, виды (общие и конкретные). Их общая характеристика.
Отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях. Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления. Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы. Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могут выполнять одну функцию. Большинство авторов выделяют общие и специальные функции менеджмента.
43. Формы управленческого взаимодействия. Делегирование, ответственность и полномочия.
Чтобы планы были реализованы, кто-то должен выполнить каждую из задач, вытекающих из целей организации. Для этого руководство обязано найти эффективный способ сочетания ключевых должностей, характеризующих задачи и людей. Постановка целей и обеспечение их политикой, стратегией, процедурами и правилами способствует решению этой задачи. Мотивация и контроль также играют существенную роль в обеспечении эффективности выполнения заданий. Однако организация как процесс представляет собой функцию, которая наиболее очевидно и непосредственно связана с координацией многих задач и формальных взаимоотношений людей, их выполняющих. Организация — это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей. Имеется два основных аспекта организационного процесса. Одним из них является деление организации на подразделения. Это то, что многие ошибочно принимают за весь организационный процесс. Но есть более фундаментальный, хотя часто менее осязаемый аспект устройства организаций — взаимоотношения полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работающих и обеспечивают возможность распределения и координации задач [3, c. 77].
47. Демократический стиль управления, его разновидности стиля. достоинства и недостатки.
Демократическое руководство - стиль руководства, основанный на включении работников в принятие решений и выработку трудового регламента. Демократический стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом к неформальным отношениям. Цели деятельности согласуются с сотрудниками. При распределении работ учитываются пожелания членов групп. Оценка сотрудников производится по известным всем критериям. Обычно такой стиль устанавливается, когда к управлению организацией приходит квалифицированный, умный, но несколько нерешительный и невластолюбивый человек, причем нерешительность в данном случае является не столько свойством его характера, сколько следствием понимания сложности, многофакторности явлений, с которыми приходится иметь дело.
Практическое задание
2. Объясните, к какому виду можно отнести следующие решения: о покупке акций; о предоставлении очередного отпуска работникам; о строительстве нового предприятия; о направлении работника на повышение квалификации.
О покупке акций – нетипичное, тактическое, корректируемое;
о предоставлении очередного отпуска работникам – традиционное, локальное, документированное.
1 Беляцкий Н.П. Основы менеджмента. Учебно-практическое пособие. – Мн.: 2014 – 307 c.
2 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие /Н.И. Кабушкин. – 10-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2017. – 336 с.
3 Менеджмент в АПК /под ред. Ю.Б. Королева – М.: Колос, 2015. - 304с.
4 Основы менеджмента: Учебное пособие / В.И. Гончаров. Мн.: ООО «Современная школа», 2016. -281 с.
5 Феденя, А.К. Менеджмент: учеб. Пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высш. Образования по экон. специальностям /А.К.Феденя. – Минск: ТетраСистемс, 2017. – 320 с.