Введение
1. Статус и роль философии в истории культуры
2. Категории субъекта и объекта познания
3. Избирательные системы, избирательное право и избирательный процесс в современном мире
Заключение
Список использованных источников
Введение
Развитие человеческой культуры – это уникальный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением и передачей культурных и исторических ценностей из одной эпохи в другую. Соответственно философия выступает как самосознание культуры той или иной исторической эпохи.
Дискуссии о месте и роли философии в жизни общества сопровождали философию почти с момента ее создания. В целом это можно рассматривать как положительный фактор, способствующий развитию философской мысли. Однако в европейской истории философия иногда теряла свой статус независимости. Нынешняя ситуация в европейском культурном пространстве, по отношению к философии, во многом похожа на средневековое государство (речь идет не о форме, а о содержании).
Человечество всегда стремилось приобрести новые знания. Процесс овладения таинствами жизни является выражением высших устремлений творческой деятельности разума, которая является большой гордостью человечества. На протяжении тысячелетий развития философии она прошла через длинный и тернистый путь познания от примитивного до более глубокого и более полного проникновения в сущность бытия. На этом пути было обнаружено множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека. Развитие знаний сопровождалось развитием производства, расцветом искусства и художественным творчеством. Наш разум постигает законы мира не из-за простого любопытства, а в интересах практической трансформации природы и человека, для того чтобы максимизировать гармоничный образ жизни человека в мире.
Знание человечества образует сложнейшую систему, которая действует как социальная память в этой системе и передается из поколения в поколение свое богатство.
1. Статус и роль философии в истории культуры
Понятие «культура» получило распространение в Европе еще в XVIII веке в эпоху Просвещения.
Чтобы определить связь между философией и культурой (материальными и духовными, национальными и универсальными), важно понять основной исходный тезис о том, что культура во всех ее проявлениях и формах исторически является продуктом деятельности человека. Это объективная реальность, воплощающая пути и результаты деятельности людей - аутентичных создателей культуры [2, с. 85].
В историческом и в содержательном плане философия тесно связана и взаимодействует с наукой, искусством, моралью.
Взаимодействие философии и науки всегда было сложным. Философию объединяет с наукой стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов. Происхождение философии исторически совпадает с появлением основ и источников научного знания, с появлением социальной необходимости изучать и искать исходные начала, принципы бытия и познания.
Первоначально, под эгидой философии, все знания объединялись вместе. Древнегреческая философия была не только синонимом знания, но и, в некотором смысле, наукой всех наук. Философы стремились найти единство в различных природных явлениях. Первой исторической формой науки была натурфилософия (естественная философия) [4, с. 131].
По мере того как уровень знаний возрастал, науки приобретали свою внутреннюю логику, особые методы и приемы. Еще во времена древних племен от философии отделились математика, физика, астрономия и медицина.
В XVII-XIX веках создаются такие энциклопедические системы, в которых естествознание противостоит философии природы, а история как наука противостоит философия истории. Натурфилософия демонстрирует свою историческую ограниченность.
2. Категории субъекта и объекта познания
Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.
Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания [2, с. 165].
В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.
Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность [2, с. 167].
Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.
3. Избирательные системы, избирательное право и избирательный процесс в современном мире
Избирательная система – это установленный нормами права порядок организации и проведения выборов в представительные органы [8, с. 35].
Можно выделить три вида избирательных систем:
1. мажоритарная система
2. пропорциональная система
3. смешанная система
В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система.
Мажоритарная система – это система, при использовании которой результаты выборов определяются по принципу большинства. Избранным считается кандидат, получивший на выборах установленное законом большинство голосов [8, с. 39].
Мажоритарная система подразделяется на следующие виды:
1. мажоритарная система относительного большинства
2. мажоритарная система абсолютного большинства
3. мажоритарная система квалифицированного большинства
Мажоритарная система имеет два недостатка: она выгодна лишь крупным партиям; она зачастую не результативна. Если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов, то вопрос о том, какой депутат получит мандат, останется нерешенным. В таких случаях используется метод перебаллотировки, который означает, что из всех ранее баллотировавшихся кандидатов во второй тур голосования проходят двое из тех, которые набрали большинство голосов. Избранным будет считаться тот кандидат, который при перебаллотировке набрал абсолютное или простое большинство голосов.
Смешанная избирательная система – это когда при выборах одного и того же представительного органа применяются разнообразные избирательные системы. Ее применение обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки [8, с. 43].
Заключение
Подводя итоги, можно заключить следующее:
Проблема взаимоотношения между философией и наукой в в разное время смещалась с разных точек зрения – от их полного единства, слияния и неделимости в древности, до дифференциации областей исследований до XVII-XIX веков, их заметное и резкое разъединение и разрыв между наукой с философской традицией в контексте позитивистского подхода и достаточно сбалансированного понимания роли философских идей в функционировании научного знания, проводимых в постпозитивистской традиции.
В философии, в отличие от науки, есть много идей, систем, взглядов и точек зрения.
Однако, очень важно видеть плодотворное взаимодействие науки, искусства и философии. Научная истина способна проникать в любую сферу знания, осознавать истину жизни общества и природы, а также представлять ее как источник эстетического удовольствия. Так синтез истины, добра и красоты реализуется в нашем знании мира.
Изучение исторической динамики философского предмета, его проблемного поля, сравнение философии с мифологией, религией, наукой, искусством позволяет сделать вывод о том, что философия не может быть сведена к какому-либо из этих явлений человеческой культуры. Такое сведение означало бы необоснованное снижение сущности философии, заключение ее в узкие рамки. Философия не поддается определению через что-то другое, она есть нечто независимое. Она может быть понята в силу этого только через саму себя и в качестве самой себя. Она требует, чтобы люди не отворачивали ее от себя, а добывали ее из ее самой. Она сама есть, только тогда, когда мы философствуем.
Правовой основой избирательной системы, референдума, является Конституция Республики Беларусь, Избирательный кодекс Республики Беларусь и другие законодательные акты Республики Беларусь, постановления Центральной комиссии Республики Беларусь о выборах и республиканских референдумах.
1. Антанович, Н. А. Основы политологии: учеб.пособие для уч. учреж., сред. спец. образ. / Н.А. Антанович, Н.П. – Минск : Белорусская энциклопедия, 2009. – 276 с.
2. Балашов, Л. Е. Философия: учеб. пособие / Л. Е. Балашов. – М. : Феникс, 2008. – 664 с.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 64 с.
4. Микешина Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования : учеб. Пособие / Л. А. Микешина – М. : Прогресс-Традиция : МПСИ : Флинта. 2005. – 464 с.
5. Пастушкова О. В. Конспект лекций по философии: учеб. пособие / О. В. Пастушкова. – Воронеж, 2014. – 161 с.
6. Титов, В. Ф. Хосе Ортега-и-Гассет о месте и роли философии в жизни общества / В. Ф. Титов // Вестник МГТУ. – 2010. – № 2 (13). – С. 249–255.
7. Яскевич, Я. С. Философия: учеб.-метод. пособие / Я.С. Яскевич. – Минск : Тетралит, 2013. – 57 с.
8. Яфтур, Л.М. Основы социологии и политологии: учеб. пособие / Л.М. Яфтур. – М.. : Энистарт, 2001. – 103.