1. Дайте определения понятий «система социальных регуляторов», «ненормативное регулирование», «нормативное регулирование». Перечислите и опишите ненормативные регуляторы. Охарактеризуйте место право в системе социальных регуляторов
2. Охарактеризуйте позитивистскую школу происхождения и сущности права
3. Задача
Список использованных источников
1. Дайте определения понятий «система социальных регуляторов», «ненормативное регулирование», «нормативное регулирование». Перечислите и опишите ненормативные регуляторы. Охарактеризуйте место право в системе социальных регуляторов.
Нормативное регулирование - это упорядоченное поведение людей при помощи общих правил поведения, выступающих в качестве критерия и масштаба.
Ненормативными являются регуляторы, которые не содержат нормы четкого масштаба поведения. К ним относят: ценностный, информационный, директивный, социальный институт предсказаний и т.д.
Ценностный регулятор - это регулирование поведения при помощи определенной системы ценностей, социально-психологических установок. Он проявляется, прежде всего, в культуре и играет важнейшую регулирующую роль в установлении социального единства в обществе.
Информационный регулятор - это публичное распространение сведений об определенных лицах и событиях, которые играют отрицательное либо положительное значение в формировании их облика на массовом уровне и создают стереотипы поведения.
Директивный регулятор - это способ воздействия вышестоящего государственного органа, должностного лица на нижестоящий, основанный на приказе, директиве, указании определенного поведения конкретным адресатам (политические обращения, заявления, программы партии, приказ начальника и т.д.). Он требует не обсуждения, а неукоснительного исполнения.
Социальный институт предсказаний - это регулирование, основанное на пророчестве, предположении, предвидении событий на основе видения судьбы, божьего промысла, расположения звезд, особых примет, знание объективных закономерностей развития природы и общества на основании прогноза предпринять действия для предотвращения наступления возможных негативных последствий в будущем.
2. Охарактеризуйте позитивистскую школу происхождения и сущности права.
Нормативный подход признает то, что право – это исключительно те нормы, которые создаются и санкционируются политической властью. Одна из влиятельных концепций этого подхода – юридический позитивизм, получивший популярность после утверждения в Западной Европе и Северной Америке современного типа государственности, с начала XIX в. Представители этой концепции делают акцент на абстрактно-формальном характере юридических норм, позволяющих обеспечить равенство возможностей во всех условиях. [4, с.55]
Позитивизм ознаменовал собой отказ буржуазии от идиллических положений естественно-правовой концепции и основанных на ней политических лозунгов, выдвинув которые она вела народные массы к буржуазной революции. Характеризуя положения естественно-правовой концепции как «великое заблуждение умов», юридический позитивизм признавал в качестве права только исходящие от государства нормативные правовые акты, исключая связь содержащихся в них норм с экономикой, идеологией, политикой, нравственностью. Провозглашая безупречность существующих нормативных правовых актов, позитивисты с этих позиций допускали только их формально-догматический анализ.
Как считают сторонники нормативистской концепции права, право - это совокупность норм, выраженных в законах и других нормативных правовых актах, созданных государством. Корнями она уходит в философию позитивизма О. Конта, Г. Спенсера, Дж.С. Милля, которые, пытаясь создать позитивную (положительную) философию, изгоняли из нее идейную, содержательную сторону. Идеологами нормативизма были И. Бентам, Д. Остин, Г. Кельзон.
Задача
Раскройте полный состав административного проступка по схеме: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Решение
Состав правонарушения - научная абстракция, отражающая систему наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушения. Эта система признаков необходима и достаточна для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Без наличия хотя бы одного из них лицо не может быть привлечено к ответственности.
К числу обязательных элементов любого состава правонарушений относятся: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения. [1, с.256]
Объект правонарушения – общественные отношения, которым правонарушением причиняется вред.
Объект административного проступка – Общественные отношения, складывающиеся по поводу государственного или общественного порядка, государственной или общественной собственности, прав и свобод граждан, и которым наносится вред, за который государством предусмотрена административная ответственность.
Объективная сторона правонарушения – внешняя сторона, характеризующая правонарушение с точки зрения его объективного проявления, которая включает в себя: само деяние (действие или бездействие); причиненный им вред; причинно-следственную связь между противоправным деянием и причиненным вредом; время, место, орудие и способ совершения правонарушения (факультативные признаки). [4, с.124]
Субъект правонарушения – лицо, совершившее противоправное деяние. Оно должно быть деликтоспособным, то есть вменяемым, достигшим указанного в законе возраста ответственности. Рядом составов правонарушений предусмотрен специальный субъект (например, воинские преступления могут совершаться только военнослужащими и т.д.). Субъектами правонарушений могут быть и организации (коммерческие организации, общественные объединения и др). [3, с.128]
1. Бочков, А.А. Общая теория права: курс лекций. / А.А. Бочков, В.В. Янч. – Витебск: УО «BГУ им. И М. Машерова», 2011. – с. 21-22, 45-46, 256
2. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: учебник / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский. – Минск: Интегралполиграф, 2009. – с. 143-145
3. Глыбовская, Н.А. Общая теория права: электр. учеб.-метод. компл. / Н.А. Глыбовская. – Минск: УО «МИУ», 2017. – с. 34, 128
4. Мазарчук, Д.В. Общая теория государства и права : отв. на экз. вопр. / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – с. 55, 124-126