Введение
1 Теоретические аспекты управления цепями поставок
1.1 Экономическая сущность и классификация цепей поставок, типы взаимоотношений в цепи поставок
1.2 Показатели эффективности функционирования цепи поставок
2 Опыт применения показателей эффективности функционирования цепи поставок в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Управление цепочками поставок - это уникальный процесс, поскольку он охватывает несколько компаний и зависит от большого количества аспектов. Согласно ежегодным исследованиям координационного совета по логистике, первоочередные задачи, которые компании планируют решить в ближайшие годы, включают внедрение систем управления цепочками поставок.
Цепочки поставок возникают для преодоления значительных расстояний между производителями и потребителями продукции, поставщиков сырья, материалов, различных ресурсов и производителей и т. д. Создание цепочек поставок позволяет более эффективно использовать ресурсы с учетом их доступности (часто избыток, например, нефть, уголь, сахар, зерно, электричество и т. д.) в некоторых регионах (странах) и отсутствие (но большая потребность) в других. Значительная роль в этом принадлежит всем видам транспорта, без исключения. Путем перемещения ресурсов между географически удаленными объектами (в пределах одной и той же страны или на разных континентах) цепочки поставок помогают активизировать международное разделение труда и устранять несоответствия между спросом и предложением.
Цепочка логистики компании включает в себя географически распределенные объекты, в которых продаются, трансформируются, хранятся или приобретаются сырье, готовые и незавершенные продукты, а также каналы распределения, связывающие эти объекты, по которым движутся продукты. Управление объектами может осуществляться компанией, поставщиками, клиентами, представителями третьих сторон или другими компаниями, с которыми компания имеет деловые отношения. Цель компании - эффективно повысить ценность своей продукции при ее перемещении по цепочке поставок и транспортироваться на географически распределенные рынки в требуемом количестве, в требуемой конфигурации, в нужное время и по конкурентоспособной цене.
Актуальность выбранной темы и растущий интерес к ее исследованию обусловлены потенциалом повышения эффективности управления цепочками поставок. Управление цепочками поставок логистики может значительно сократить промежуток времени между приобретением сырья и полуфабрикатов и доставкой готовой продукции потребителю, способствует резкому сокращению запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень обслуживания. Сокращение затрат на транспортировку позволит организации получать дополнительную прибыль и дальнейшее совершенствование деятельности компании.
Целью данной работы является изучение измерителей и ключевых показателей эффективности решений управления цепями поставок (KPI).
В соответствии с данной целью в работе были поставлены задачи:
– изучение экономической сущности и классификацию цепей поставок, типов взаимоотношений в цепи поставок;
– изучение показателей эффективности функционирования цепи поставок;
– опыт применения показателей эффективности функционирования цепи поставок в Республике Беларусь.
1 Теоретические аспекты управления цепями поставок
1.1 Экономическая сущность и классификация цепей поставок, типы взаимоотношений в цепи поставок
Цепочка поставок (понимание процесса) представляет собой комбинацию потоков и соответствующих совместных и координирующих процессов между различными участниками цепочки создания стоимости для удовлетворения потребительских потребностей в товарах и услугах.
Цепочка поставок (понимание объекта) представляет собой набор организаций (производителей, складов, дистрибьюторов, поставщиков 3PL и 4PL, экспедиторов, оптовую и розничную торговлю), взаимодействующих в материальных, финансовых и информационных потоках, а также услуги от источников сырья до конечный пользователь [14, с. 72].
Основные характеристики цепочки поставок, отличающие ее от обычных грузовых перевозок:
– это сеть партнерских компаний, а не конкурентов;
– целью цепочки поставок является получение максимальной добавленной стоимости и прибыли для всех взаимодействующих компаний;
– цепочка поставок состоит из автономных организаций различных типов;
– партнеры действуют согласованно в соответствии с общими правилами стратегии и тактики;
– совместное изучение потребностей рынка и дизайна продукта;
– характер и стоимость использования товара изменяются по мере продвижения по цепочке поставок - от материалов до готовой продукции и создается дополнительная стоимость;
– организация работы и управление цепочками поставок - совместное улучшение параметров материальных и информационных потоков при доставке товаров;
– совместное распределение доходов и прибыли [6, с.115-119].
Цепи поставок классифицируют по следующим признакам:
– по сложности структуры и числу участвующих партнеров: простые ЦП, сложные ЦП, сети поставок;
– по стратегии - регулярное экономное снабжение (Lean) и быстрое (Agile) реагирование на запросы рынка;
– по роду грузов: типовые, одинаковые и разнообразные; штучные, сыпучие, жидкие, газообразные;
– по числу наименований грузов: многономенклатурные и однородные (массовые), с небольшим числом наименований.
2 Опыт применения показателей эффективности функционирования цепи поставок в Республике Беларусь
Рассмотрим управление цепями поставок на примере образования в Республике Беларусь.
В настоящее время только незначительное количество учреждение высшего образования (УВО) в странах бывшего СССР, в том числе Республике Беларусь, начинают подготовку специалистов в области управления цепочками поставок (УЦП).
Указанное обусловливает необходимость обеспечения оперативного доступа к современным знаниям и «ноу-хау» в данной области. Этому может способствовать наличие отдельного модуля «Управление цепочками поставок» в единой учебно-методической модульной программе по циклу дисциплин «Маркетинг и логистика», разрабатываемой в Гомельском филиале Международного университета «МИТСО». Цель модуля «Управление цепочками поставок» – дать специалистам теоретические основы и практические рекомендации по организации управления цепочками поставок (ЦП) на предприятиях с учетом системного подхода в условиях современной кризисной ситуации. Модуль, используемый для того, чтобы в систематизированном виде представить основы УЦП и специфику их реализации в условиях стран бывшего СССР и РБ, состоит из двенадцати учебных элементов.
Элемент 1 представляет теоретические основы, концепцию УЦП. Значительное внимание уделяется экономическому характеру УЦП в современной кризисной экономике. Мы рассматриваем эволюцию концепций производства и логистики, а также историю развития.
Этот элемент отмечает, что управление цепочками поставок (УЦП) - в зарубежных изданиях SupplyChainManagement (SCM) - как концепция маркетинга и логистики, основанная на оптимизации добавленной стоимости, активно внедряется в экономиках промышленно развитых стран. Использование этой концепции в отечественной практике сдерживается тем фактом, что ее теоретические аспекты охватываются главным образом в переводах иностранных изданий, написанных для условий сложившихся рыночных отношений 10-20 лет назад. Такие учебники и пособия следует использовать с определенной степенью допущения, в том числе с точки зрения последних выпусков международных стандартов.
Исходя из работ специалистов, применительно к практике Республики Беларусь, в широком смысле, логистика означает управление потоком продуктов, финансов и информации, а также перемещение людей в сложных производственных и экономических системах. В свою очередь, SCM рассматривается как управление потоком продуктов, информации, финансов (т.е. логистики) в сочетании с восемью ключевыми бизнес-процессами.
Различие подхода, предложенного в учебном элементе, заключается в том, что в современных условиях, принимая во внимание международные рекомендации (ISO 9000: 2008), целесообразно использовать модифицированную (улучшенную) концепцию SCM.
Заключение
Управление цепочками поставок - это уникальный процесс, поскольку он охватывает несколько компаний и зависит от большого количества аспектов. Согласно ежегодным исследованиям координационного совета по логистике, первоочередные задачи, которые компании планируют решить в ближайшие годы, включают внедрение систем управления цепочками поставок.
Управление цепочкой поставок состоит из трех основных этапов: принятие решений, контроль состояния заказов, документирование процесса.
Управление цепочками поставок позволяет сократить цикл планирования и увеличить горизонт планирования, получив надежную и своевременную информацию, оптимизировать затраты из-за возможности определения стратегических контрагентов, оптимального выбора купленных продуктов и их поставщиков, поддерживая взаимодействие с ними в реальном сократить производственные затраты за счет оптимизации потоков продукции и эффективной организации обмена информацией между контрагентами; снизить затраты на складирование за счет сокращения объемов производства в соответствии со спросом, повысить качество обслуживания клиентов за счет эффективности и гибкости процесса доставки.
В настоящее время лишь незначительное количество высших учебных заведений (вузов) в странах бывшего СССР, включая Республику Беларусь, начинает подготовку специалистов в области управления цепочками поставок (SQM).
Это приводит к необходимости обеспечения быстрого доступа к современным знаниям и ноу-хау в этой области. Этому может способствовать наличие отдельного модуля «Управление цепочками поставок» в единой учебной и методической модульной программе цикла маркетинговых и логистических дисциплин, разработанной в Гомельском филиале Международного университета «MITSO».
1. Аникин, Б.А. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. учебное пособие / Б.А. Аникин, Т.А. Родкина – Москва: Проспект, 2013 – 341 с.
2. Алесинская, T.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления: учебное пособие / T.В. Алесинская. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – 116 с.
3. Бузукова, Е.А. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом: учебное пособие / Е.А. Бузукова. – М, 2015. – 340 с.
4. Бауэрсокс, Д.Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок: учебное пособие / Д. Дж. Бауэрсокс, Д. Дж. Клосс. – М.: ЗАО «ОЛИМП–БИЗНЕС», 2010. – 644 с.
5. Бродецкий, Г.Л. Системный анализ в логистике. Выбор в условиях неопределенности: учебное пособие / Г.Л. Бродецкий. – М, 2010. –336 с.
6. Буланкин, А.Ю. Области применения ABC-анализа в логистике / А.Ю. Буланкин, М.С. Митина. – Красноярск: Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева,2011. – C. 181-182.
7. Гаджинский, А. М. Г 13 Логистика: Учебник / А. М. Гаджинский. – 20-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 484 с.
8. Домнина, С.В. Оценка эффективности логистики, какую методику выбрать/ С.В. Домнина, Д.И. Зинина// Современные технологии управления логистической инфраструктурой – Москва: Изд-во Эс Си Эм Консалтинг,2012. – С. 83-87.
9. Дыбская, В.В. Логистика: учебник / В.В. Дыбская, В.И. Сергеев, и др. М.: Эксмо, 2011. – 944 с.
10. Канке, А.А. Основы логистики: учебное пособие / А.А. Канке, И.П. Кошевая. – М.: КНОРУС, 2010. – 576 с.
11. Курочкин, Д.В. Логистика: курс лекций / Д.В. Курочкин. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2011. – 192 с.
12. Курочкин, Д.В. Логистика: курс лекций / Д.В. Курочкин. – 2-е изд. испр. и доп. – Минск: ФУАинформ, 2012. – 272 с.
13. Курочкин, Д.В. Оценка развития логистики на основе международных рейтингов / Д.В. Курочкин // Логинфо. – 2013. – № 4 (154). – С. 22-31.
14. Немогай, Н.В. Логистика. Управление цепочками поставок: ответы на экзаменационные вопросы/ Н.В. Немогай – Минск: Тетралит, 2013. – 224с.
15. Немогай, Н. В. Конкурентоспособность предприятия. Учебное пособие: / Н.В. Немогай, Н.В. Бонцевич. – Минск: ИВЦ Минфина, 2013. – 464 с.
16. Савенкова, Т.И. Логистика: учебное пособие / Т.И.Савенкова. – М., 2010. – 187 с.
17. Сергеев, В.И. Управление цепями поставок: учебник / В.И. Сергеев. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 479 с.
18. Шахпашряп, С.А. Проблема определения тернина «Логистика» в современной литературе / С.А. Шахпашряп. О.Н. Зуева. – Вестник Удмуртского университета, 2014. – С. 109-111.
19. Яшин, А.А. Логистика. Основы планирования и оценки эффективности логистических систем: учебное пособие / А.А. Яшин и М.Л. Ряшко. – Изд-во: Урал.ун-та, 2014. – 52 с.