1. Раскройте понятие, признаки и основные направления правоохранительной деятельности государства. Охарактеризуйте органы, осуществляющие правоохранительную деятельность
2. Изложите основные этапы развития адвокатуры в Республике Беларусь. Проанализируйте взаимоотношение адвокатуры с Министерством юстиции
3. Охарактеризуйте полномочия председателей районных (городских) и областных (Минского городского) судов
Список использованных источников
1. Раскройте понятие, признаки и основные направления правоохранительной деятельности государства. Охарактеризуйте органы, осуществляющие правоохранительную деятельность
Правоохранительная деятельность – это регулируемая законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц (специальных субъектов) по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридических санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно-правового воспитания населения. [3, с.11]
Правоохранительной деятельности присущ ряд специфических черт: назначение правоохранительной деятельности заключается в том, что она направлена как на охрану и защиту прав и законных интересов участников правовых отношений, так и на обеспечение выполнения ими своих обязанностей; правоохранительная деятельность осуществляется только на основании предписаний нормативных правовых актов, а также в установленной процессуальной форме; правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными на то субъектами – судами и правоохранительными органами; как правило, правоохранительная деятельность связана с применением юридических мер воздействия, к которым относятся меры государственного принуждения и взыскания.
В зависимости от стоящих целей и задач правоохранительная деятельность подразделяется на ряд направлений (функций). К числу таких направлений относятся: 1) судебный контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве; 2) правосудие; 3) организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов и управление в области юстиции; 4) прокурорский надзор; 5) выявление и расследование преступлений; 6) охрана общественного порядка и обеспечение государственной безопасности; 7) оказание юридической помощи и юридических услуг физическим и юридическим лицам и иным субъектам правоотношений. [2, с.7-8]
2. Изложите основные этапы развития адвокатуры в Республике Беларусь. Проанализируйте взаимоотношение адвокатуры с Министерством юстиции
Дореволюционная адвокатура была упразднена Декретом о суде № 1. Создание же советской адвокатуры Декретом не предусматривалось. Она была образована лишь спустя пять лет. 26 июня 1922 г. 3я сессия ЦИК ССР Белоруссии и утвердила Положение об адвокатуре ССРБ, которым при Наркомюсте учреждалась коллегия защитников по уголовным и гражданским делам. До этого в пятилетний промежуток времени в республике были испробованы различные формы оказания правовой помощи населению (учреждались коллегии правозаступников и бесплатные консультационные бюро при судах; затем коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе; в последствии правовая помощь оказывалась на общественных началах).
В 1925 г. создаются коллегии защитников при окружных судах, одновременно с 1924 г. при Наркомате юстиции действовало Всебелорусское объединение защитников. Законодательством того времени разрешалось лицам также заниматься частной адвокатской практикой (до 1928 г.).
В 1939 г. в связи с утверждением Положения об адвокатуре СССР Всебелорусское объединение защитников упраздняется и создаются областные коллегии адвокатов.
Дальнейшее развитие организационные формы адвокатской деятельности получили в 1961 г. (15 июня 1961 г. в БССР принимается Положение об адвокатуре). Наряду с областными коллегиями адвокатов, Положением предусматривалось учреждение республиканской коллегии адвокатов (она просуществовала до 1965 г.).
В дальнейшем вопросы организации и деятельности адвокатуры регулировались Законом СССР «Об адвокатуре в СССР» от 30 ноября 1979 г. и Положением об адвокатуре в БССР от 21 мая 1981 г. Они не внесли существенных изменений в организацию адвокатуры республики и действовали до принятия 15 июня 1993 г. Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре».
3. Охарактеризуйте полномочия председателей районных (городских) и областных (Минского городского) судов
Председатели районного (городского) суда назначаются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.
Председатели районного (городского) суда являются судьями соответствующего суда.
Председатели районного (городского) суда: руководят деятельностью соответствующего суда; председательствуют в судебных заседаниях; назначают судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях; распределяют обязанности между судьями; ходатайствуют перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актов; организуют изучение и обобщение судебной практики, ведение судебной статистики; руководят работой аппарата соответствующего суда, назначают на должности и освобождают от должностей работников аппарата суда; информируют Президиум Верховного Суда Республики Беларусь о деятельности соответствующего суда; ведут личный прием, организуют работу соответствующего суда по личному приему и рассмотрению обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц; организуют работу по повышению квалификации судей и работников аппарата соответствующего суда; издают приказы по вопросам, относящимся к их компетенции, не связанным с судопроизводством; представляют соответствующий суд в отношениях с государственными органами, иными организациями; осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
В случае отсутствия председателя районного (городского) суда либо при невозможности исполнения им своих обязанностей и при отсутствии в суде должности заместителя председателя суда полномочия председателя суда осуществляет один из судей соответствующего суда в соответствии с распределением обязанностей.
1. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей [Электронный ресурс]: 29 июн. 2006 г. № 139-З: Принят Палатой представителей 31 мая 2006 г.: Одоб. Советом Респ. 16 июн. 2006г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17 июл. 2018г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
2. Сенько, А.С. Судоустройство: отв. на экз. вопр. / А.С. Сенько. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – С. 7-9, 113-114
3. Судоустройство: учебник / А.А. Данилевич [и др.]; под ред. А.А. Данилевича, И.И. Мартинович. – Минск: Амалфея, 2010. – С.11-12, 16, 375-377