Характеристика общественного строя Древних Афин
Анализ государственно-правового значения Имперской Конституции 1871 года в Германии
Значение Римского права в формировании основных институтов права Западной Европы
Список использованных источников
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ ДРЕВНИХ АФИН
Афины оставались рабовладельческим государством. Основную массу людей труда составляли рабы. Что касается свободного населения, то имущественное расслоение в нем было значительным. В Афинах проживала огромная масса свободной бедноты. Это ремесленники, земледельцы, люмпен- пролетариат. Имущие тоже не были однородны. В их среде наблюдается деление на землевладельческую аристократию и торгово- промышленные круги (судовладельцы, хозяева мастерских, рудников, купцы и т.п.).
Свободное население состояло из:
1. Полноправных граждан;
2. Метэков, т.е. иностранцев;
3. Вольноотпущенников.
Всей совокупностью гражданских и политических прав, привилегиями пользовались только полноправные граждане, рожденные от афинянина и афинянки. При внешнем равенстве свободных граждан их положение в обществе определяло имущественное состояние. Занятие физическим трудом для гражданина считалось позором, исключение составлял труд земледельца, скульптора, архитектора и т.д.
Позорящие профессии были уделом метэков, вольноотпущенников и рабов.
Метэки - это чужеземцы, проживающие в Афинах продолжительное время. Как правило, это граждане других греческих городов. Правом гражданства они не пользовались. Они не участвовали в народном собрании, суде, не занимали государственные должности. Их браки с афинянами не считались законными. Метэки выполняли все повинности, облагались налогами, и привлекались к военной службе. Многие метэки обладали значительным состоянием.
АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННО- ПРАВОВОГО ЗНАЧЕНИЯ ИМПЕРСКОЙ КОНСТИТУЦИИ 1871 ГОДА В ГЕРМАНИИ
В 1871 г. была принята Конституция Германской империи, которая в значительной мере воспроизвела конституцию Северо-Германского союза, а также учла договоры с южногерманскими государствами путем ряда конституционных новаций.
За этими государствами закреплялись некоторые особые права. Бавария и Вюртемберг, например, сохранили право на такую доходную статью местного бюджета, как налог на водку и пиво. а также на управление почтой и телеграфом. У Баварии сохранялась определенная самостоятельность в области управления армией и железными дорогами, к тому же в имперском комитете по “армии и крепостям” она занимала постоянное место, в то время как другие члены комитета назначались императором. Под ее председательством действовал комитет иностранных дел, состоящий из уполномоченных Саксонии. Бюртемберга, с включением двух ежегодно избираемых членов других государств. Составители Конституции 1871 г. законодательно закрепили ту же “жесткую” модель федеративно-административного политического устройства, которая разработана была их франкфуртскими предшественниками, передав федеральному собранию (Союзному совету — бундесрату и рейхстагу) законодательную компетенцию по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и пр. При этом Конституцией предписывалось, что “имперские законы имеют преимущество перед законами земельными”. В статьи третьей главы Конституции 1871 г. “Союзный совет” (Bundesrat) включены положения, закрепляющие организационную структуру весьма своеобразной формы германской федерации, получившей название “союза неравных”. Рейхсрат, формально призванный стоять на страже интересов субъектов федерации, не соответствовал своему назначению, прежде всего в силу неравного представительства входящих в федерацию государств. Пруссии из 25 союзных государств (22 монархии и 3 вольных города), самой крупной по территории, населению, военной мощи, экономическому потенциалу, было отведено в Бундесрате 17 из 58 мест, что определяло ее господствующее положение в федерации, так как без ее согласия не могло быть изменено ни одно из положений Конституции. Чтобы заблокировать подобные предложения, достаточно было 14 голосов. “Гегемонистская федерация” Германии представляла собой не союзное государство, а союз династий. В Союзном совете были представлены не народы субъектов федерации, а представители местных монархов: королей, князей, герцогов. Особое место Пруссии в Германской империи определялось и тем, что президентство в Союзе закреплялось за прусским королем, получившим название германского императора. Он обладал по Конституции обширнейшими полномочиями. Являясь главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи, и прежде всего канцлера. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Союзный совет и рейхстаг, а также право “разработки и публикации” имперских законов и надзора за их исполнением. Ряд важнейших своих полномочий он осуществлял с согласия Союзного совета: объявление войны и мира, заключение договоров, проведение экзекуций в отношении государств, не выполняющих своих союзных обязанностей. Представление о роли императора в конституционном механизме было бы неполным без выяснения положения имперского канцлера, воплощавшего в своем лице правительство империи, должность которого традиционно замещал министр-президент Пруссии и более того, бессменно с 1862 по 1890 г. — Отто фон Бисмарк, одна из крупнейших политических фигур Германии XIX в. Канцлер был не только единственным имперским министром, но и председателем бундесрата. Его голос был решающим в верхней палате при равенстве голосов, если он выступал “за сохранение существующих предписаний и установлений”, касающихся административных положений, регулирующих исполнение общего законодательства о таможенных тарифах, о ряде важнейших косвенных налогов, а также если в бундестаге не достигалось соглашения по военным вопросам.
ЗНАЧЕНИЕ РИМСКОГО ПРАВА В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВНЫХ ИНСТИТУТОВ ПРАВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место. Мастерски разработанное в деталях беспримерной юриспруденцией классического периода, римское право нашло себе затем окончательное завершение в знаменитом своде – "Corpus Juris Civilis" 7 императора Юстиниана, и в таком виде было завещано новому миру.
Римское право делается предметом изучения; оно начинает применяться в судах; оно переходит в законодательство, – совершается то, что носит название рецепции римского права. Во многих местах "Corpus Juris Civilis" Юстиниана делается прямо законом. Все правовое развитие Западной Европы идет под знаком римского права вплоть до настоящего времени Непрерывное многовековое изучение римского права, в особенности остатков римской юридической литературы, формировало юридическое мышление Западной Европы Такова историческая судьба римского права. Явившись синтезом всего юридического творчества античного мира, оно легло затем в качестве фундамента для правового развития новых народов, оно изучается повсеместно – в Германии, Франции, Италии, Англии и т. д. Явившись базисом, на котором веками формировалась юридическая мысль, оно изучается и теперь, как теория гражданского права, как правовая система, в которой основные юридические институты и понятия нашли себе наиболее чистое от всяких случайных и национальных окрасок выражение.
Среди отраслей римского права на первом месте стоит, как с точки зрения разработанности, так и с точки зрения своего значения для Рима и для последующих веков, именно частное право. Римское частное право оказало могущественное влияние на всё дальнейшее развитие законодательства и правовых учений общества, основанного на частной собственности. Оно представляет собой одно из важнейших исторических явлений права.
1. Вениосов, А. В. История государства и права Зарубежных стран / А.В. Вениосов // 2-е изд. – Минск : ТетраСистемс, 2012. – 544 с..
2. Жидкова, О.А., Крашенникова, Н.А. История государства и права зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Часть 2 / О.А. Жидкова, Н.А. Крашенникова // 2-е изд., стер – М.: Норма, 2004г – 624 с.
3. Леонтьев, А.В., Яковлева, Ю.И. Римское право. Ответы на экзаменационные билеты / А.В. Леонтьев, Ю.И.Яковлева// Воронеж: Издательство «Научная книга» , 2009 г. – 140 с.
4. Селянин, А.В. Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран /А.В. Селянин // Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2008 г. – 210 с.
5. Чибиряев, С.А. История государства и права зарубежных стран / С.А. Чибиряев // М.: Былина, 2002. 471 с.