1 Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок формирования Конституционного Суда
2 Раскройте понятие и задачи адвокатуры. Изложите основные этапы развития адвокатуры в Республике Беларусь.
3 Изложите понятие прокуратуры и историю ее развития в Республике Беларусь. Раскройте задачи и направления деятельности прокуратуры.
Список использованной литературы
1. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок формирования Конституционного Суда
Согласно статье 116 Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.
Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень [1, ст.116].
Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом, остальные шесть избираются Советом Республики Национального собрания. Председатель Конституционного Суда назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания. Срок полномочий судей – 11 лет, но допускается повторное в соответствии с законом занятие должности судьи [2, ст.15].
Предельный возраст членов Конституционного Суда – 70 лет.
Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения:
- о соответствии законов, декретов и указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
- о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
- о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;
2. Раскройте понятие и задачи адвокатуры. Изложите основные этапы развития адвокатуры в Республике Беларусь
Адвокатура – правовой институт, призванный оказывать в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на профессиональной основе юридическую помощь в целях осуществления и защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц [4, ст.1].
Основными задачами адвокатуры являются:
- оказание на профессиональной основе юридической помощи клиентам в целях осуществления и защиты их прав, свобод и интересов;
- участие в правовом воспитании граждан [4, ст.5].
Путь становления белоруской адвокатуры был сложным. Дореволюционная адвокатура была упразднена Декретом о суде № 1. Создание же советской адвокатуры Декретом не предусматривалось. Она была образована: 26 июня 1922 г.
3-я сессия ЦИК ССР Белоруссии утвердила Положение об адвокатуре ССРБ, которым при Наркомюсте учреждалась коллегия защитников по уголовным я гражданским делам. До этого в пятилетний промежуток времени в республике были испробованы различные формы оказания правовой помощи населению (учреждались коллегии правозаступников и бесплатные консультационные бюро при судах; затем коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе; в последствии правовая помощь оказывалась на общественных началах).
В 1925 г. создаются коллегий защитников при окружных судах, одновременно с 1924г. при Наркомате юстиции действовало Всебелорусское объединение защитников. Законодательством того времени разрешалось лицам также заниматься частной адвокатской практикой (до 1928г.).
В 1939 г. в связи с утверждением Положения об адвокатуре СССР Всебелорусское объединение защитников упраздняется и создаются областные коллегии адвокатов. Дальнейшее развитие организационные формы адвокатской деятельности получили в 1961 г. (15 июня 1961 г. в БССР принимается Положение об адвокатуре). Наряду с областными коллегиями адвокатов, Положением предусматривалось учреждение республиканской коллегии адвокатов (она просуществовала до 1965 г.) [5, с. 397].
3. Изложите понятие прокуратуры и историю ее развития в Республике Беларусь. Раскройте задачи и направления деятельности прокуратуры
Прокуратура Республики Беларусь (далее – прокуратура)– единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами [7, ст. 1].
Прокуратура изначально создавалась как единый централизованный государственный орган, обеспечивающий единообразное понимание законности. Впервые этот статус прокуратуры был воплощен в Положении о прокурорском надзоре РСФСР, принятом 28 мая 1922 года.
26 июня 1922 года ЦИК БССР было принято «Положение о прокурорском надзоре в БССР», в соответствии с которым прокуратура учреждалась на правах отдела в составе Наркомата юстиции. В качестве прокурора республики прокуратуру возглавлял Народный комиссар юстиции, ответственный перед Президиумом ЦИК БССР и подотчетный ему.
23 ноября 1923 года была учреждена Прокуратура Верховного Суда СССР, наделенная правом законодательной инициативы, правом совещательного голоса в заседаниях Президиума ЦИК СССР, СНК СССР, коллегий наркоматов и других государственных органов. В то же время, полномочиями по руководству Прокуратурой БССР Прокурор Верховного Суда СССР не наделялся, поскольку она находилась в системе Наркомата юстиции БССР. Прокурор при Верховном Суде СССР и его заместитель назначались Президиумом ЦИК СССР.
Созданная система органов прокурорского надзора была централизована не в полной мере. Прокуратуры союзных республик (в том числе – БССР) функционировали в составе республиканских наркоматов юстиции. Прокуратура Верховного Суда СССР не являлась самостоятельным государственным органом. Кроме того, она по-прежнему не могла осуществлять руководство республиканскими прокуратурами [8, с. 397].
1. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
2. О Конституционном Суде Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 30 марта 1994 г., № 2914-XІІ // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ.ІІ // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
3. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, 29 июня 2006 г., № 139-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
4. Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 2011 г., № 334-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
5. Судоустройство: Учебник / А.А. Данилевич [и др.]; под ред. А.А. Даниле-вича, И.И. Мартинович. – 2-ое изд., перераб. и дополн. – Минск: Амалфея, 2010. – 464 с.
6. Мартинович, И.И. Адвокатура Беларуси: история и современность /И.И. Мартинович. – Минск: Тесей, 2002. – 176 с.
7. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г., № 220-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
8. Гуценко, К.Ф. Правоохранительные органы: Учебник / К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. – Москва: Изд-во «Зерцало». – 2007. – 440 с.