1. Проблема источников и движущих сил социальной динамики, ее факторы
2. Развитие института головы государства в РБ. Место и роль Президента в системе власти
Заключение
Список используемых источников
1. Проблема источников и движущих сил социальной динамики, ее факторы
Содержательная характеристика социальной динамики предполагает выявление ее источников, субъектов движущих сил, факторов, экспликацию основных механизмов трансформации социума и направленности исторического процесса. Почему возможна историческая динамика общества? Что в обществе является объективным и имманентным ему движителем, порождающим исторические события и определяющим качественную смену его состояний В поисках ответов на эти вопросы, заключается смысл проблемы источника исторического развития общества. Философия истории выдвигает три основных решения данной проблемы, представленные в теоретических концепциях социодинамики. Первое абсолютизирует роль социальных противоречий, придавая им глобальный и решающий характер в развитии общества — «единство противоположностей (понимаемое как равновесие, гармония субъектов исторического процесса) относительно, а борьба абсолютна». Этот подход основывается на том предположении, что ведущая роль в обществе принадлежит антагонистическим отношениям между субъектами истории, коренные интересы и цели которых в принципе несовместимы, и, значит, развитие социальных противоречий может идти только «по возрастающем» и разрешаться в острой, конфликтной форме (ортодоксальный марксизм, троцкизм, маоизм, религиозный фундаментализм). Второе решение является, по сути, антитезой первому и связывает источник развития общества не с борьбой противоположностей, а с их консолидацией и гармонизацией — вышеприведенная формула уступает место другой: «единство противоположностей абсолютно, а борьба относительна». Такой подход типичен для ряда социально-философских, социологических и политологических концепций, объединенных парадигмой «солидаризма». Для них характерна исходная установка на достижение консенсуса всех участников социального взаимодействия на основе общего ориентира (прежде всего стабильного развития и материального благополучия общества), которая и является источником развития. Третье решение основано на стремлении избежать присущих первым двум вариантам крайностей в интерпретации статуса социальных противоречий и порождаемых ими конфликтов в обществе. Под крайностями разумеются «тотальность конфликтов» и «полная бесконфликтность» как естественные состояния динамики социума (концепции социального конфликта Р. Парка, Козера, Дарендорфа). Признается неизбежность конфликтов в обществе, но задача социального управления состоит в том, чтобы регулировать процесс их развития, не дав возможному конфликту по частным, второстепенным вопросам превратиться в глобальный, угрожающий стабильности общества в целом.
2. Развитие института головы государства в РБ. Место и роль Президента в системе власти
Возникновение и развитие института президентства имеет сложную историческую судьбу. Согласно Конституции 1994 г. Президент Беларуси являлся главой государства и главой исполнительной власти, но в отличие от США, деятельностью правительства руководил Премьер-министр. Президент обладал рядом существенных полномочий, однако, как и в России, в системе государственных органов первое место занимал парламент. Концепция президентской власти была слабо разработана. Конституцией не предусматривался совершенный правовой механизм взаимодействия Президента с другими властными структурами, ибо в номенклатурной системе действовали свои, особые механизмы, позволявшие государственной машине работать без особых осложнений. На выбор модели президентства в Беларуси решающее воздействие оказало то обстоятельство, что пост президента учреждался под конкретную личность - В. Ф. Кебича, который являлся главой Правительства. Институт президентства был призван только легитимировать его политико-правовой статус, а не стать ведущим государственным органом. Первые выборы Президента были назначены на 23 июня 1994 г. В них участвовало шесть кандидатов, представлявших довольно широкий спектр политических сил: глава Правительства Вячеслав Кебич; бывший председатель Верховного Совета Станислав Шушкевич (отправленный в отставку в начале 1994 г.); лидер Белорусского народного фронта «Адраджэнне» Зенон Позняк; секретарь ЦК Партии коммунистов Беларуси Василий Новиков; глава Союза аграрников Беларуси Александр Дубко; депутат Верховного Совета, директор совхоза «Городец» Шкловского района Александр Лукашенко. Поражение В. Кебича и избрание Президентом А. Г. Лукашенко - человека из другой «среды» - привело к выявлению заложенных в Конституции противоречий, началось открытое противостояние законодательной и исполнительной властей, что нашло свое выражение в игнорировании многих президентских инициатив. Положение усугублялось тем, что Конституция 1994 г. в большей мере только декларировала принцип разделения властей. Соотношение же полномочий властей было достаточно несбалансированным, не был создан и механизм разрешения противоречий между ними. Для разрешения конфликта между властями были приняты законы «О Верховном Совете», «О Президенте», «О Кабинете Министров», но данный факт не принес ожидаемых результатов. С целью его разрешения А. Г. Лукашенко обратился к народу как высшему источнику государственной власти. Президент выступил инициатором проведения республиканского референдума по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. На референдум были представлены два проекта новой редакции Конституции.
Заключение
Содержательная характеристика социальной динамики предполагает выявление ее источников, субъектов движущих сил, факторов, экспликацию основных механизмов трансформации социума и направленности исторического процесса. Философия истории выдвигает три основных решения данной проблемы, представленные в теоретических концепциях социодинамики. Первое абсолютизирует роль социальных противоречий, придавая им глобальный и решающий характер в развитии общества — «единство противоположностей (понимаемое как равновесие, гармония субъектов исторического процесса) относительно, а борьба абсолютна». Второе решение является, по сути, антитезой первому и связывает источник развития общества не с борьбой противоположностей, а с их консолидацией и гармонизацией — вышеприведенная формула уступает место другой: «единство противоположностей абсолютно, а борьба относительна». Третье решение основано на стремлении избежать присущих первым двум вариантам крайностей в интерпретации статуса социальных противоречий и порождаемых ими конфликтов в обществе. Среди факторов, оказывающих воздействие на социальную динамику, выделяют следующие: геоклиматический фактор, демографический, технико-технологический, политический, религиозный и др.
Первые выборы Президента были назначены на 23 июня 1994 г. В них участвовало шесть кандидатов, представлявших довольно широкий спектр политических сил. Поражение В. Кебича и избрание Президентом А. Г. Лукашенко, который обратился к народу как высшему источнику государственной власти. Президент выступил инициатором проведения республиканского референдума по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. На референдум были представлены два проекта новой редакции Конституции. Президент Республики Беларусь занимает самостоятельное место в системе республиканских органов государственной власти, он не входит ни в одну из ветвей власти. Президент Республики Беларусь занимает главенствующее место в иерархии государственных органов, он как бы возвышается над ними. На Президента возлагается задача обеспечения взаимодействия органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Конституция возлагает на Президента обязанность быть гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
1. Барковская, А. В. Философия: ответы на экзаменационные вопросы / А. В. Барковская, Е. В. Хомич. – 6-е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2012. – 160 с.
2. Государство – основной институт политической системы общества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bargu.by/743-gosudarstvo-osnovnoj-institut-politicheskoj-sistemy-obshhestva.html
3. История философии: энциклопедия. – Мн.: Интерпресссервис; Книжный дом, 2002. – 1376 с.
4. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. – 896 с.
5. Основные проблемы социальной динамики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scibook.net/filosofiya-nauki-knigi/216-osnovnyie-problemyi-sotsialnoy-6507.html
6. Становление института президентства в Беларуси и за рубежом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/33380/1/036.pdf