1. Характеристика общества как системы
2. Социальная структура и стратификация: основные понятия, признаки
3. Принципы демократии и их роль в осуществлении власти народа (референдумы)
4. Электоральное поведение белорусских граждан
5. Основное направления формирование политической культуры личности в белорусском обществе
6. Состав и культура, состав и структура государственной власти РБ
Список использованных источников
1. Характеристика общества как системы
Общество, с точки зрения системного подхода, можно рассматривать как систему, состоящую из набора подсистем, а каждая подсистема, в свою очередь, сама является системой на своем уровне и имеет свои подсистемы.
Отношения между элементами системы таковы, что они поддерживаются сами собой, никто не поставляет их извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее лиц. Поэтому системное понимание общества всегда связано с большой проблемой – каким образом совместить свободное действие человека и функционирование системы, существовавшей до него и определявшей его решение и действия самим его существованием. Что человек может знать о долгосрочных последствиях своих действий, которые могут противоречить его ожиданиям? Он просто превращается в «колесо и механизм общего дела», наименьший элемент, и социологическое рассмотрение подвергает не самого человека, а его функции, которая обеспечивает сбалансированное существование целого в единстве с другими функциями.
Система связи с окружающей средой служит критерием ее долговечности и жизнеспособности. Для системы то, что исходит извне, опасно, так как все внутри системы работает для ее сохранения. Среда потенциально враждебна системе, поскольку влияет на нее в целом, внося в нее изменения, которые могут нарушить ее функционирование. Система сохраняется, потому что она способна самопроизвольно восстанавливать и устанавливать состояние баланса между собой и внешней средой. Это означает, что система находится на внутреннем балансе, а ее временные нарушения являются лишь случайными сбоями в работе скоординированного механизма.
Система способна воспроизводить себя. Это происходит без сознательного участия лиц, принадлежащих к обществу. Если оно функционирует нормально, следующее поколение спокойно и без конфликтов вписывается в его средства к существованию, начинает действовать в соответствии с правилами, диктуемыми системой, и, в свою очередь, передает эти правила и навыки своим детям. Система воспроизводит социальные качества людей. Например, в классовом обществе представители высших классов воспроизводят свой образовательный и культурный уровень, соответственно, воспитывают своих детей, а представители низших классов, помимо своей воли, воспроизводят в своих школах отсутствие образования и свои трудовые навыки.
2. Социальная структура и стратификация: основные понятия, признаки
Когда речь идет о социальной структуре, это, прежде всего, означает, что общество представляет собой сложное, комплексное целое, состоящее из организованных элементов, между которыми всегда существует связь. Социальная структура – это переплетение отношений и взаимосвязей между элементами общества, которые приняли повторяющиеся и устойчивые формы.
Социальная структура дает жизненную организацию и стабильность. Например, рассмотрим социальную структуру учебного заведения. Каждую осень в колледж приходят новые студенты, а каждое лето выпускается группа выпускников. Но несмотря на то, что конкретные люди меняются со временем, колледж продолжает существовать.
Относительно роли индивида в функционировании социальной структуры существуют две традиционные точки зрения. Во-первых, социальная структура является фактором, который определяет как действия, так и мысли, и настроения людей. Например, в национальной истории был период, когда многие были убеждены, что люди из пролетарской среды обладали правильным знанием жизни и были лучше ориентированы в социальной реальности, чем представители интеллигенции и других классов, благодаря классовой принадлежности.
Во-вторых, общество и общественные отношения не содержат в себе ничего стабильного – это динамические процессы, в которых индивиды мгновенно взаимодействуют друг с другом.
Современный английский социолог Э. Гидденс объединил оба подхода в единую логическую структуру. Согласно Гидденсу, структура не может быть вне действия, как и действие вне структуры. Структуры создаются человеческими действиями и воспроизводятся в социальной реальности. Таким образом, можно говорить о непрерывном процессе формирования структур в действии, которым Гидденс дает название структуры. Социальная структура характеризуется двойственностью, которая является результатом отдельных действий, а также их определяющим условием.
3. Принципы демократии и их роль в осуществлении власти народа (референдумы)
Термин «демократия» (от гр. Demos – + kratos – власть) буквально переводится как «власть народа» или, по словам американского президента А. Линкольна, «правительство народа, избранного народом и для народа».
Демократия – важнейшее завоевание человечества, потому что это способ решить «жизненно важные проблемы сообщества людей, созданных и обогащенных в мировой истории, в которой все его члены имеют возможность решать эти проблемы на равной основе».
Существует ряд принципов (базовых положений), без которых демократия не может существовать ни в каком смысле. Каковы эти принципы?
Принцип суверенитета народа, суть которого заключается в следующем: народу принадлежат избирательная власть; обладая конституционной властью государства, народ выбирает своих представителей в государственных органах и может периодически их заменять, а в некоторых странах он также имеет право принимать непосредственное участие в разработке и принятии законов посредством народных инициатив и референдумов. В то же время следует подчеркнуть, что абсолютизация этого принципа приводит к тирании [6].
Принцип равенства граждан для участия в управлении государством и обществом. Этот принцип обеспечивает набор избирательных прав, предоставляя гражданам возможность избирать, быть избранными в государственные органы, участвовать в мониторинге деятельности органов безопасности и пр. Здесь главное – создать такие социальные условия, которые бы препятствовали тому, чтобы принцип становится формальным.
Принцип принятия решений по мнению большинства и подчинение меньшинства большинству в их реализации. Поскольку решения, приемлемые для всех, не могут быть найдены из-за противоречивых интересов, воля большинства справедливо признается в качестве основы для ее принятия. Однако в то же время меньшинство должно иметь гарантированное право выражать свое мнение, потому что обычно именно оно раскрывает правду.
4. Электоральное поведение белорусских граждан
Следует отметить, что участие граждан в выборах является основной формой политического участия. На его фокус в первую очередь влияет отождествление избирателя с определенной социальной группой, партией, что упрощает политический выбор.
Многочисленные исследования показали, что на предпочтения избирателей влияют многие факторы: пол, возраст, религия, семья. Прослеживаются некоторые общие тенденции в поведении отдельных избирательных групп. Таким образом, мужчины в целом более активно участвуют в выборах, чем женщины; образованные граждане более активны, чем плохо образованные. Люди от 35 до 55 лет более активны на выборах, чем молодые люди или пожилые люди. Женские взгляды и предпочтения более консервативны, чем мужские. Женатые безработные женщины придерживаются политических взглядов своих мужей. Молодые люди более склонны к радикализации и чаще голосуют за тех, кто обещает быстрые перемены, хотя уровень электоральной активности низкий. Пожилые люди склонны к левым партиям.
Электоральная активность зависит от таких факторов, как доход, социальный статус, пол, возраст [8].
5. Основное направления формирование политической культуры личности в белорусском обществе
Политическая культура включает в себя исторический опыт, традиции и ценности политической жизни, духовную мотивацию и ориентацию, убеждения и идеи, закономерности и нормы поведения, проявляющиеся в деятельности субъектов политического процесса.
Политическая культура это:
1) качественная характеристика политической сферы общества;
2) критерий его демократической зрелости;
3) необходимое условие и средство трансформации политической реальности;
Структура политической культуры включает в себя следующие компоненты:
1) познавательный
2) эмоционально-чувственный
3) оценочный
4) поведенческий
Ценностные ориентации политической культуры выражаются:
1) в культуре политического содержания
2) в культуре политического поведения
3) в культуре функционирования политических институтов.
Функции политической культуры:
1) социализация, характеризующаяся приобретением человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать себя в определенной политической и социальной среде
2) интеграционная, обеспечивающая различным социальным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранение целостности государства и его взаимодействия с обществом
6. Состав и культура, состав и структура государственной власти РБ
Беларусь – президентская республика
Глава государства – Президент Республики Беларусь. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.
Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности. Одной из основных функций, возложенных на Президента, является сохранение экономической и политической стабильности в стране.
Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.
Законодательная власть
Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент – Национальное собрание Республики Беларусь.
Нижняя палата – Палата представителей, верхняя – Совет Республики.
Срок полномочий составляет 4 года.
В составе Палаты представителей 110 депутатов, которые избираются по избирательным округам и представляют интересы граждан.
Совет Республики – палата территориального представительства. В него от каждой области и города Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов базового уровня соответствующих административно-территориальных единиц избираются по 8 членов – всего 56 представителей. Столько же членов Совета Республики назначает Президент страны.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.