1. Способы и приемы документальной проверки достоверности хозяйственных операций
2. Контроль хозяйственных операций по учету векселей и своевременности погашения задолженности по ним
Задача
Список использованных источников
1. Способы и приемы документальной проверки достоверности хозяйственных операций
Документальный контроль заключается в проверке различного рода первичных документов, бухгалтерских и оперативных регистров, статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности и других документальных носителей экономической информации. Цель документального контроля – выявление правильности, достоверности, законности и экономической целесообразности документально отраженных хозяйственных операций.
Источниками информации для документального контроля служат :
- первичные документы, включая технические носители информации;
- плановая, нормативная, технологическая и другая документация;
- регистры бухгалтерского учета (распечатки из компьютерных бухгалтерских программ, журналы-ордера, ведомости аналитического учета и др.), данные оперативного учета и отчетности.
Документы, которые являются источниками информации, рассматриваются с различных точек зрения. Вначале необходимо определить доброкачественность документов по форме и существу отраженных в них хозяйственных операций.
Недоброкачественные по форме документы по совершенным хозяйственным операциям условно подразделяются:
на недооформленные; оформленные с нарушением установленных требований. Такие документы в свою очередь подразделяются:
- на содержащие случайные ошибки;
- отражающие незаконные операции;
- подложные, в которых искажение фактических данных допущено с определенной целью путем подчистки, подделки и искажения в отношении качественных и количественных характеристик хозяйственной операции или события либо внесения заведомо недостоверной информации о хозяйственной операции или событии. Для оценки совершенных финансовых операций и хозяйственных действий используются различные по содержанию приемы документального контроля в зависимости от целей контроля и состояния бухгалтерского учета. При этом классификация приемов документального контроля опирается на внутренне присущую ему последовательность контрольных действий и их логическую взаимосвязь. Рассмотрим подробнее некоторые наиболее часто применяемые приемы документального контроля.
2. Контроль хозяйственных операций по учету векселей и своевременности погашения задолженности по ним
Вексель – денежное обязательство, которое оформляется в письменном виде по строго установленной форме и предоставляет держателю векселя право получить у должника по векселю определенную в нем сумму в определенном месте. Должником по векселю может выступать как векселедатель (то есть непосредственно субъект, который выдал вексель), так и любое третье лицо, указанное в векселе, или трассат (такой документ называется переводной вексель). В мировой практике выпуск векселя доступен не только банку, но и любой организации, и даже физическому лицу. Сроки векселя являются одним из обязательных реквизитов векселя, однако если таковые не указаны, считается, что сроки погашения векселя наступают в момент его предъявления. Среди прочих обязательных реквизитов – метка «вексель» в тексте документа, приказ (или обязательство) выплатить некоторую сумму, наименование плательщика по векселю и его первого держателя, дата и место составления документа и др. Эти реквизиты были определены Единообразным законом о переводном и простом векселе в приложении № 1 к Женевской конвенции от 7 июня 1930 года. Иногда на сумму векселя могут начисляться проценты – в соответствии с международными правилами это условие векселедатель может указать на самом векселе. Если таких отметок вексель не содержит, проценты не начисляются. Процентная ставка также должна быть указана в векселе. Важное преимущество векселя заключается в его способности являться инструментом и кредита, и платежа. Кредитор, получив вексель за выданный займ, может тотчас же получить указанную в векселе сумму при помощи передачи или переуступки векселя другому лицу или банку.
Задача. При проведении проверки ревизором установлено, что в проверяемом периоде предприятием на основании утвержденного акта был списан объект основных средств. Первоначальная стоимость объекта — (по варианту) руб., сумма износа на момент списания 252,00 руб. В акте списания сказано, что преждевременный износ произошел вследствие нарушения условий эксплуатации объекта. Стоимость годных запасных частей, остающихся после ликвидации объекта по оценке комиссии, составляет 26,40 руб. За его демонтаж была начислена зарплата работникам в сумме 74,00 руб. В бухгалтерском учете выбытие объекта было отражено следующим образом:
Д-т сч. 91 К-т сч. 01 — 48,00 руб. — списана остаточная стоимость объекта;
Д-т сч. 99 К-т сч. 91 — 20,00 руб. — списан финансовый результат;
Требуется: оцените правильность отражения в учете операции выбытия основных средств и формирования финансовых результатов от данной операции. Восстановить операции в учете.
Проведем восстановление некоторых операций в учете:
Д-т сч. 01 К-т сч. 01 – 280,00 руб. – отражена первоначальная стоимость списываемого основного средства
Д-т сч. 02 К-т сч. 01 – 252,00 руб. – списана начисленная амортизация
Д-т сч. 91 К-т сч. 01 – 28,00 руб. (280,00-252,00) – остаточная стоимость
Д-т сч. 91 К-т сч. 70 – 74,00 руб. – сумма начисленной заработной платы за демонтаж
Список использованных источников
1. Дмитриева, И.М. Бухгалтерский учет и аудит: Учебник и практикум для СПО / И.М. Дмитриева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 323 c.
2. Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета: утв. постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь, 29 июн. 2011 г. №50: ред. 20 дек. 2012 г. № 77 // Бизнес инфо: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы» Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.
3. Кеворкова, Ж.А. Бухгалтерский учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности: Учебник / Ю.А. Бабаев, М.В. Друцкая, Ж.А. Кеворкова, Е.Е. Листопад; Под ред. Ю.А. Бабаева. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 395 c.
4. Кравченко М.А.Методика учета денежных средств на расчетном, валютном и других счетах в банках. // Бухгалтерский учет и анализ. – 2012. - № 8.
5. Левкович, О.А., Тарасевич И.Н. Бухгалтерский учет: учебное посо-бие / О.А. Левкович, И.Н. Тарасевич. – 8-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2012. – 648 с.
6. Левкович, О.А. Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый анализ и контроль: учеб. пособие: / О.А. Левкович – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2012. – 728 с.
7. Лекции по аудиту // [Электронный ресурс].
8. Лемеш В.Н. Контроль и аудит: пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2017. – 316 с.
9. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть), 29.12.2009. №71-З (с изм. и доп. от 09.01.2017 N 15-З ) // Бизнес Инфо [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы» Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь.
10. О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Респ. Беларусь, 12 июл. 2013г., № 57-З // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс].
11. Стражев, В.И. Теория бухгалтерского учета: учебник / В.И. Стражев – 2-е изд., испр. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 142 с.
12. Сушкевич А. Н. Бухгалтерский учет / А. Н. Сушкевич, В. Н. Сушкевич, О. М. Щурок. – Минск: УП «Профессиональный бухгалтер», 2012. – 296 с.
13. Чечеткин С.А. Бухгалтерский учет и аудит: учеб. пособие. – Минск: ИВЦ Минфина, 2017. – 552 с.
14. Чувикова, В.В. Бухгалтерский учет и анализ: Учебник / В.В. Чувикова, Т.Б. Иззука. - М.: Дашков и К, 2015. – 248 c.
15. Шадрина, Г.В. Бухгалтерский учет и анализ: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Г.В. Шадрина, Л.И. Егорова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 429 c.