12. Бюджетная система Республики Беларусь и принципы ее построения
32. Понятие и структура налоговой системы. Налоговые правоотношения и их особенности
Ситуация 42
Ситуация 57
Список использованных источников
12. Бюджетная система Республики Беларусь и принципы ее построения
В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь бюджетная система - это регулируемая законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь (ст. 2 БК).
В соответствии со ст. 1 Конституции Республики Беларусь наша страна является унитарным государством. Следовательно, бюджетная система Республики Беларусь, являясь частью финансовой системы Беларуси, состоит из двух уровней: первый уровень – республиканский бюджет; второй уровень – местные бюджеты. Структура бюджетной системы Республики Беларусь закрепляется Конституцией Республики Беларусь (ст. 133).
Как уже отмечалось в бюджетную систему Республики Беларусь включаются республиканский бюджет и местные бюджеты. При этом местные бюджеты подразделяются на:
- бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
- бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
- бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).
Общая совокупность республиканского и местных бюджетов имеет строго-иерархическую систему построения в контексте выделения вышестоящих и нижестоящих бюджетов. Вышестоящий бюджет – республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы. Нижестоящий бюджет – бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы или республиканскому бюджету.
С понятием бюджетной системы тесно связано весьма специфическое, но важное понятие «консолидированный бюджет», который определяется как свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
В ст. 7 БК предусмотрены четыре виды консолидированных бюджетов:
- консолидированный бюджет района – бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет;
- консолидированный бюджет области – бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет.
32. Понятие и структура налоговой системы. Налоговые правоотношения и их особенности
Налоговая система - совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства с целью создания фонда финансовых ресурсов, систему принципов, способов, форм и методов их взимания.
Налоговая система государства формируется согласно его общественно-политическому устройству, конечным целям экономической политики.
Структурными элементами налоговой системы являются:
• государство в лице своих законодательных и исполнительных (в частности налоговых и иных контролирующих) органов;
• субъектов налогообложения, т.е. плательщиков;
• объектов – под ними понимаются конкретные основания возникновения обязанности уплачивать налоги.
Построение системы налогообложения основывается на следующих принципах:
• единства и равенства – что означает существование единой и одинаковой для всех плательщиков стратегии налогообложения, вне зависимости от формы собственности, источников получения дохода и иных обстоятельств;
• стабильности - гарантирует неизменность правил налогообложения в течение длительного периода;
• безопасности – не допускает установления налогов способных поставить под угрозу, нормальное функционирование экономической, производственной, налоговой и иных систем общества;
• пропорциональности - предполагает, что плательщики принимают участие в финансировании госрасходов через уплату налогов соразмерно получаемым доходам. Этот принцип не всегда применяется буквально, процентное соотношение доходов и налогов для малообеспеченных граждан может быть более щадящим по сравнению с более богатыми;
• определенности — предполагает, что размер, время и способ уплаты налога заранее точно известны плательщику, не допускается нечеткое или произвольное толкование правил налогообложения;
• удобства — подразумевается, что налог будет взиматься в удобный для плательщика период, например, после получения дохода;
• экономической эффективности - система налогообложения призвана оказывать стимулирующее воздействие на общее состояние экономической системы, ее стабильность и развитие.
Ситуация 42
Актом проверки, проведенной в школе-интернате территориальным контрольно-ревизионным органом Министерства финансов Республики Беларусь, были установлены серьезные нарушения финансовой дисциплины. По распоряжению контролера-ревизора директору школы объявлен выговор, и он был отстранен от должности.
Оцените правомерность действий контролера-ревизора. Каково значение и порядок оформления акта проверки?
Решение:
Школа-интернат финансируется из бюджета. Поэтому следует руководствоваться БК РБ.
Основанием для привлечения лица к юридической ответственности является совершение им правонарушения. Под нарушением бюджетного законодательства понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом РБ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов РБ.
За совершение финансовых нарушений предусмотрено наложение штрафов в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РБ.
За финансовое нарушение предусмотрено применение различных санкций: наложение штрафа на руководителя получателя бюджетных средств в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях; изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления - уголовное наказание в соответствии с УК РБ.
Следовательно, контролер-ревизор не уполномочен выносить выговор директору школы.
Отстранение директора возможно только при наличии доказательств его вины, то есть необходимо провести расследование финансового правонарушения.
Действия контролера-ревизора неправомерны.
Акт или справка: 2 экземпляра, срок – 5 рабочих дней, не включаются документально не подтвержденные данные.
Реквизиты:
• основание назначения проверки, дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;
• даты начала и окончания проверки (в случае приостановления проверки указывается его период), а также место составления акта проверки;
• проверенный период или проверенные периоды, если они не совпадали для различных проверенных вопросов.
Ситуация 57
ОАО «Угольник» расплатилось с работниками, погашая задолженность по заработной плате облигациями государственного сберегательного займа.
Были ли допущены нарушения?
Решение:
Ценные бумаги - это имущество (статья 130 ГК РБ), поэтому фактически выплачивалась зарплата в натуральной форме. С согласия работника допускается замена денежной оплаты полностью или частично натуральной оплатой (смешанная форма оплаты).
1. Бойко, Т.С. Финансовое право: учеб. пособие / Т.С. Бойко, С.К. Лещенко. -Мн.: Книжный Дом, 2016. - 320 с.
2. Бюджетный кодекс Республики Беларусь : закон Респ. Беларусь от 16 июля 2008 г., № 412-З (в ред. Закона от 31 дек. 2017 г., № 86-З) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2018
3. Воробей, Г.А. Финансовое право Республики Беларусь: учеб. пособие / Г.А. Воробей. – Мн.: Амалфея, 2016. – 432 с.
4. Каменков, В.С. Финансовое право Республики Беларусь: учеб.-метод. комплекс / В.С. Каменков, А.В. Каменков. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2015. – 439 с.
5. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть : закон Респ. Беларусь от 19 дек. 2002 г., № 166-З (в ред. Закона от 18 окт. 2016 г., № 432-З) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2018.
6. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть : закон Респ. Беларусь от 29 дек. 2009 г., № 71-3 (в ред. Закона от 9 янв. 2017 г., № 15-З) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2018. Гражданский кодекс Республики Беларусь : закон Респ. Беларусь от 07 дек. 1998 г., № 218-З (в ред. Закона от 09 янв. 2017 г., № 14-З) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2018.
7. Пилипенко, А.А. Курс финансового права: учебное пособие / А.А. Пилипенко. – Мн.: Книжный Дом, 2015. – 768 с.
8. Пилипенко, А.А. Финансовое право: учеб. пособие / А.А. Пилипенко. – Мн.: Книжный Дом, 2015. – 608 с.
9. Трудовой кодекс Республики Беларусь : закон Респ. Беларусь от 26 июля 1999 г., № 296-З (в ред. Закона от 13 ноябр. 2017 г., № 68-З) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2018.