1. Раскройте подсудность хозяйственных споров
2. Охарактеризуйте производство о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам
3. Задача
Список использованных источников
1. Раскройте подсудность хозяйственных споров.
Любой экономический суд обладает специфической компетенцией, присущей только ему. Поэтому подсудность - это дальнейшее развитие юрисдикции, ее конкретизация применительно к отношениям, складывающимся между органами юстиции. Нормы права о подсудности вытекают из правил, регулирующих подведомственность и вместе образуют органически связанное внутреннее единство [2]. Институт подсудности позволяет распределять дела, подчиненные экономическому суду, между различными звеньями и другими элементами системы экономических судов.
Территориальная подсудность позволяет разграничить предметную компетенцию экономических судов одного уровня в зависимости от места рассмотрения спора.
Общее правило подсудности заключается в следующем: иск подается в экономический суд по месту нахождения или месту жительства ответчика.
Альтернативная подсудность. Подсудность по выбору истца (или альтернативной юрисдикции) означает, что истцу предоставляется возможность выбрать суд для подачи иска (подал заявление). То есть истец (заявитель) может выбирать между экономическим судом по месту нахождения ответчика (общее правило) и другим экономическим судом. В частности, согласно правилам альтернативной подсудности, иски подаются:
1) ответчики, находящиеся в разных регионах Республики Беларусь или областях (областях) и городе Минске, по выбору истца представляются в экономический суд по месту жительства или месту жительства одного из ответчиков;
2) ответчик, местонахождение или место жительства которого неизвестен. В данном случае иск подается в суд по месту нахождения его имущества или по месту его последнего известного местонахождения или места жительства в Республике Беларусь
2. Охарактеризуйте производство о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Одной из гарантий законности судебных решений по хозяйственным спорам является производство по пересмотру судебных решений при вновь открывшихся обстоятельствах.
После вступления судебного акта в законную силу может стать ясно, что на момент принятия судебного решения существовали обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, которые не были и не могли быть известны ни одной из сторон или обеими сторонами. В процессуальной доктрине такие обстоятельства называются «вновь открывшимися». Для отмены судебного акта была установлена специальная процедура - пересмотр в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, производство которых является одним из методов проверки правильности разрешения дела, предусмотренного процессуальным законодательством.
Для разбирательства о возобновлении вновь открывшихся обстоятельств характерно, что, как правило, нет судебной ошибки. Незаконность и необоснованность пересмотренного судебного акта является следствием открытия новых обстоятельств, которые суд не мог учесть во время принятия этого акта, поскольку они стали известны только после того, как суд принял его решение. Поэтому на данном этапе нет необходимости проверять на основании материалов дела правильность исполнения судом тех или иных процессуальных действий, нет необходимости изучать и оценивать доказательства [4].
Закон запрещает установление вновь открывшихся обстоятельств в кассационном и надзорном разбирательствах, тем самым определяя особенность этой стадии процесса.
3. Задача. Экономический суд рассмотрел дело по иску общества с ограниченной ответственностью к Комитету государственного контроля о признании решения КГК о применении штрафных санкций недействительными и в иске истцу отказал.
В мотивировочной части решения экономический суд указал, что истец не доказал обстоятельств в подтверждение того, что им не было допущено нарушений валютного законодательства, а следовательно, решение КГК вынесено правомерно.
Укажите, как распределяются обязанности по доказыванию в хозяйственном процессе. Определите, учтены ли экономическим судом нормы Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, указывающие на распределение бремени доказывания.
На основании ст.100 ХПК каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законодательством.
1 Арапов, Н.Т. Проблемы теории и практики правосудия по гражданским делам / Н.Т. Арапов. Л.: Изд-во Ленинград. Университет, 1984. 128 с.
2 Атакулова, А.А. Принципы реализации судебной системы / А.А. Атакулова // Новая наука: от идеи к результату. 2015. № 7-2. п. 148-150.
3 Волкова, В.А. Понятие и сущность судебной власти в Республике Беларусь / В.А. Волкова // Материалы конференции «Уголовное правосудие в свете интеграции правовых систем и интернационализации криминальных угроз» (Минск, 27-28 октября 2017 г.). Минск: Издательство БГУ, 2017. с. 16-19.
4 Демичев, Д.М. Верховный Суд Республики Беларусь в системе судебных органов / Д.М. Демичев // Аграрное и земельное право. 2014. № 6 (114). С. 97-109.
5 Демичев, Д.М. Конституционный Суд Республики Беларусь в системе судебных органов / Д.М. Демичев // Право и государство: теория и практика. 2013. № 4 (100). п. 86-97.
6 Де Токвиль А. Демократия в Америке / А. де Токвиль. М .: Прогресс, 1992. 554 с.
7 Дорохов, В.А. Конституционный Суд Республики Беларусь / В.А. Дорохов // Инновационная наука. 2016. № 5-2 (17). п. 2018-220.