Введение
1 Информация и ее использование
1.1 Информация как экономический ресурс
1.2 Информационный продукт и его особенности
2 Рынок информационных услуг для бизнеса
2.1 Базы данных
2.2 Телекоммуникационные сети
2.3 Интернет
3 Особенности структуры и регулирования информационного рынка
Заключение
Список использованных источников
Введение
В большинстве видов современного бизнеса принято выделять четыре макро сектора: потребительские товары, средства производства, рабочая сила, деньги и ценные бумаги. Современное производство немыслимо без функционирования пятого сектора - информационного рынка.
На протяжении многих лет и десятилетий в нашей стране считалось, что самым важным было производство товаров и материальных благ, а производство услуг было значительно ниже по социальной значимости.
Так мы и жили, реализуя Самую Передовую теорию, производя самые тяжелые станки и самые крупные транзисторы, имея самую высокую занятость в сфере материального производства и одну из самых низких зарплат в области культуры, образования и здравоохранения, с высоких принципиальных позиций обсуждая проблему: производителен ли труд в непроизводственной сфере? Все, кажется, шло хорошо - и темпы были, и теория осуществлялась на практике, как «вдруг» очевидным стало утверждение, что страна сдвигается к обочине мировой цивилизации.
Мы далеки от того, чтобы говорить, что теория виновата, отдавая приоритет производству вещей, продуктов и пренебрежению услугами, и тем более такой «нематериальной вещью», как информация.
С технологической и экономической точек зрения производство, обмен, распространение и потребление информации имеют ряд специфических особенностей. Наиболее отчетливо и неожиданно они появляются в условиях рыночной организации воспроизводственного процесса.
1 Информация и ее использование
1.1 Информация как экономический ресурс
Экономика информации не имеет длинной истории. Как научная дисциплина, она начала формироваться около трех десятилетий назад. Американский экономист Ф. Махлуп один из первых кто попытался выделить границы «индустрии знаний», а также найти ответ на вопрос о том, какая часть национального богатства является результатом производства, а также распространения и обработки различной информации. Позднее вышли в свет работы М. Рубина и М. Пората. Методы анализа информационной деятельности, которые они разработали сейчас наиболее часто используются в международной практике.
Сегодня информация сегодня считается одним из самых важных ресурсов для развития нашего общества вместе с энергетическими, материальными, а также людскими ресурсами.
Благодаря информационным продуктам пользователь получает возможность удовлетворить потребность в новой информации, а также разного рода эстетические потребности. Услуги и нформационные продукты часто предоставляют информацию и инструменты, которые позволяют воссоздать нужные знания.
Наличие некоторого количества свойств информации, схожих со свойствами различных традиционных ресурсов, дает причину использовать многие характеристики экономического плана характеристики (прибыль, цена, стоимость, стоимость и т. д.) при анализе производства информации. Как экономический ресурс информация предназначена для обмена, она доступна в ограниченных количествах, и на нее предъявляется эффективный спрос.
2 Рынок информационных услуг для бизнеса
Выделим пять секторов информационных товаров и услуг.
1-й сектор – деловая информация, состоит из следующих частей:
- биржевая и финансовая информация – котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;
- статистическая информация – ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;
- коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.
2-й сектор – информация для специалистов, содержит следующие части:
- профессиональная информация – специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;
- научно-техническая информация – документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
- доступ к первоисточникам – организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.
3-й сектор – потребительская информация, состоит из следующих частей:
- новости и литература – информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
- потребительская информация – расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;
- развлекательная информация – игры, телетекст, видеотекст.
3 Особенности структуры и регулирования информационного рынка
Стратегическая природа информации как ресурса экономического и социального развития определяет высокую степень государственного регулирования, значительный уровень концентрации и монополизации производства информации.
Усиление конкуренции на информационном рынке повлекло за собой как снижение стоимости многих информационных продуктов, так и снижение цен на информационном рынке. Так, накануне приватизации British Telecom снизила плату за пользование междугородними телефонными каналами на 33%.
Малые и средние предприятия стали играть все большую роль в производстве информации, используя такие преимущества, как гибкость, мобильность, близость к потребителю. Например, в США в середине 1980-х годов малые и средние предприятия охватывали 50,1% всех людей, занимающихся обработкой данных и компьютерными услугами.
Наряду с ростом числа производителей на информационном рынке расширяется ассортимент предлагаемых товаров и услуг, улучшается качество товаров и услуг, то есть производство становится более мобильным и гибким, что соответствует самой природе информационных товаров.
Таким образом, основные тенденции структурных изменений и изменений в регулятивных приоритетах, произошедшие в последнее время в развитых странах, четко проявляются на информационном рынке. В связи с этим остановимся на такой особенности, которая характерна для стран с высоким уровнем экономического и социального развития, таких как формирование так называемого некоммерческого сектора экономики. Некоммерческие информационные услуги составляют значительную часть этого сектора (библиотеки, исследовательские учреждения, издательские компании, профессиональные общества, юридические услуги и т. Д.). Экономические концепции, объясняющие причины возникновения и развития этого сектора, включают, например, теорию коллективных товаров и услуг, неэффективность рыночного механизма и контроль потребителей.
Заключение
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде, чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.
Поэтому все более значимым становится информационный рынок (рынок телекоммуникаций, компьютерный рынок и рынок информационных сетей, рынок информационно-коммуникативных технологий, рынок программных продуктов и знаний, рынок информационных услуг в финансовой сфере, "черный" рынок незаконных информационных услуг).
Развитие современных информационных услуг в мире стало возможным только благодаря тому, что в большинстве стран существовали общедоступные и недорогие службы передачи данных.
Информация сегодня рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества. Существование ряда свойств информации, аналогичных свойствам традиционных ресурсов, дало основание использовать многие экономические характеристики (цена, стоимость, издержки, прибыль и т. д.) при анализе информационного производства.
На мировом рынке средств информатизации, как и на любом другом, сложился устойчивый круг действующих субъектов – производителей, потребителей, экспертов и институциональных органов – и возник значительный объем бизнеса. В структуре рынка образовались явно выраженные сектора или сегменты в соответствии с представлениями о рыночном механизме, сложилась устойчивая и разнообразная номенклатура продуктов и услуг.
1. Агальцев, В. П. Базы Данных / В. А. Агальцев. - М.: Мир, 2007.-200 c.
2. Бойко В. В. Проектирование Базы Данных информационных систем /В. В. Бойко, В. М. Савинков. - М.:-Бингом,2006.-265 c.
3. Вон, К. Технология объектно-ориентированных баз данных /К.Вон. - М.:- Книга,2007.- 558 c.
4. Копылов, В. А. Информационное право / В. А. Копылов. – М: Юрист, 1997. –470 c.
5. Кедровская, Л. Г. Номенклатура информационных услуг /Л. Г. Кедровская, А. И. Мшвелидзе, Ю. Н. Ухин. - СПб.: - ИПКИР,2005.- 180c.
6. Корнеев, И. К. Информационные технологии в управлении / И. К. Корнеев, В.А. Мамурцев. – М.: Инфра-М, 2006.- 453 с.
7. Махлуп, Ф. Производство и распространение знаний / Ф. Махлуп. - СПб.: - Прогресс,2006.-600 c.
8. Славнова, А. О. Информационная экономика А.О.Славнова. - М.:РРБ,2006.-392 c.
9. Тиори, Е. Проектирование Баз Данных [Текст]/ Е. Тиори, Дж. Фрай. - М.: - Мир, 2006. – 456 c.