ВВЕДЕНИЕ
1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ ЭВОЛЮЦИЯ
2 СПЕЦИФИКА БАНКОВСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
3 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ
4 ПРИМЕНЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
С точки зрения банковских профессионалов и их клиентов, банк является финансовым институтом. Однако, с точки зрения специалистов в области телекоммуникаций, банк выглядит как предприятие по обработке и передаче информации. Финансовые и валютные процессы в банке могут и должны интерпретироваться как обработка, хранение и передача информации. Таким образом, роль компьютерных информационных систем и компьютерных телекоммуникаций в банковском деле невозможно переоценить. С этой точки зрения широко понимаемая проблема управления становится ключом к обеспечению эффективности и надежности банка; именно его качественное решение в конечном итоге определяет его жизнеспособность и конкурентоспособность.
Стратегия развития информационной системы банка, как и любого средства производства, несет в себе отпечаток концепции предприятия, в нашем случае банка. Задача ИС в банке, как и везде, заключается в обеспечении функционирования структуры, поддержании задач управления. Особенность банковской ИС заключается в том, что она не только обеспечивает задачи внешних коммуникаций и документооборота, но и является основным средством производства. Собственно, второе вытекает из первого: все денежные операции банка являются финансовыми документами, то есть классической задачей АСУ. Задача ИС банка состоит в том, чтобы обеспечить управление (управление банком и его подразделениями), обеспечить обслуживание клиентов, поддерживать движение денежных средств внутри банка, поддерживать внешний поток денежных средств и поддерживать предоставление новых услуг клиентам банка.
Эволюционное развитие банковской сферы меняет требования к процессу принятия решений, что влечет за собой изменение требований к исследуемой информации, развитие методов ее обработки и способов визуализации.
1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ ЭВОЛЮЦИЯ
Информационные технологии - это процесс, в котором комбинация средств и методов сбора, обработки и передачи информации используется для получения новой качественной информации о состоянии объекта, процесса или явления.
Информационные технологии выявляют закономерности обработки информации для обеспечения их эффективности, действенности и актуальности [1, c.120].
В банковских информационных системах объектом информационных технологий является банк или кредитная организация. Процесс является работа банка в банковской системе.
Развитие автоматизации финансового бизнеса тесно связано с развитием информационных систем (ИС). Первый этап эволюции, соответствующий 1960-1970 годам, характеризуется построением информационных систем на основе больших компьютеров. Одним из главных достижений первого этапа можно считать создание операционной системы MVS компанией IBM [1, c.139].
Второй этап, 1975-1980 гг., был отмечен этапами децентрализации с использованием миникомпьютеров. Основным нововведением второго этапа стала двухуровневая модель «большой компьютер - миникомпьютеры» с информационной базой в виде централизованной базы данных (БД) и пакетов приложений.
Третий этап (80-е - начало 90-х годов) характеризуется распределенной сетевой обработкой, основанной на массовом переносе пользователей с больших компьютеров и мини-компьютеров на ПК. Начиная с использования одноранговых вычислительных сетей, этот этап эволюционировал в направлении создания двухуровневых систем с использованием крупномасштабных серверов UNIX и рабочих станций. В результате этого развития предприятия и подразделения в области ИС были созданы на основе иерархической модели клиент-сервер. В то же время децентрализация ИС привела к недопустимо высоким эксплуатационным расходам.
2 СПЕЦИФИКА БАНКОВСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
До третьего этапа развития ИС банковские информационные системы практически не отличались друг от друга и копировали системы, которые существовали для автоматизации предприятий различного профиля. С появлением персональных компьютеров большинство банков начали вкладывать средства в разработку своей уникальной ИС. И до сих пор, в зависимости от конкретного банка, информационные системы сильно различаются по своим функциям, архитектуре и реализации. Однако при наличии функциональных и архитектурных различий специфика ИС определяется предметной областью банковского бизнеса. Во-первых, массовый банкинг не требуется в банковском бизнесе, и главной проблемой всегда является объем информации, который необходимо собирать, хранить надежно и быстро обрабатывать [3, c.94].
Поэтому основой автоматизации банковской системы является хранение и доступ к данным. Среда должна обеспечивать уровень надежного хранения и эффективного доступа. Соответствующие области информации должны быть максимально защищены от несанкционированного доступа.
Пользователи системы - сотрудники банка. Для них терминал, персональный компьютер или рабочая станция - просто инструмент для их профессиональной деятельности. Поэтому информационная система должна иметь простой, удобный, легко осваиваемый интерфейс, который должен предоставлять конечному пользователю все необходимые функции для его работы, но в то же время не позволять ему выполнять какие-либо ненужные действия [3, c.115].
3 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ
Первые автономные системы обработки платежных документов, расчета балансов и подготовки бухгалтерских документов в банках были разработаны за рубежом в 1950-х годах. В 1959 году ERMA начала работать в Bank of America электронное устройство для операций по проверке депозитов. С появлением в 1954 году метода записи частей документов специальными магнитными чернилами были разработаны поточные линии, которые помимо компьютеров включали устройства сортировки и чтения, механизмы магнитной печати, высокоскоростные механизмы печати для создания выписок, журналы и др. расчетные документы.
К концу 1970-х годов основной целью банков было увеличение объема банковских услуг, поэтому типичной банковской системой того времени был мощный вычислительный компьютер, к которому региональные хабы и контроллеры для групповых терминалов были подключены через относительно медленные каналы связи, обеспечивая распространение информации на местах. В это время появились первые системы телеобработки данных, которые позволили связать центральные офисы банков с удаленными филиалами, создав тем самым системы электронных межбанковских расчетов.
Массовое распространение компьютеров в 1980-х годах стало универсальным и всеобъемлющим, охватывая практически все сферы банковского дела. Их использование позволило улучшить качество банковских услуг за счет автоматизации обработки информации на рабочих местах, где непосредственно осуществлялись банковские операции и осуществлялось обслуживание клиентов [4, c.310].
В СССР компьютерная обработка информации в финансово-кредитной системе, в том числе в сберегательных кассах, осуществлялась в рамках широкого внедрения автоматизированных систем управления и практически не отличалась от стандартов, разработанных для большинства предприятий страны.
4 ПРИМЕНЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ
Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями, которые предоставляют своим клиентам комплекс финансового обслуживания. Общие положения, принципы деятельности банков.
Главной задачей коммерческих банков на макроэкономическом уровне является стимулирование накоплений в народном хозяйстве.
Работа коммерческого банка основывается на четырех базовых принципах.
Основополагающим принципом деятельности является работа в пределах реально имеющихся ресурсов [7, c.128].
Вторым принципом является экономическая самостоятельность, подразумевающая экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности.
Взаимоотношения банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Банк привлекает средства из внешней среды на расчётные счета и в срочные вклады, и предоставляет аккумулированные средства в ссуду. При этом должны своевременно осуществляться расчёты между клиентами банка и внешними организациями и предприятиями. При размещении и привлечении временно свободных средств на банк накладываются ограничения, определённые Центральным банком [8, c.212].
Современный банк выполняет до 200 видов операций и услуг.
Особенность российских банков заключается в том, что их деятельность, несмотря на формальную специализацию, носит в большинстве случаев универсальный характер. Это связано с неразвитостью финансовых инструментов и большой разницей в их доходности. Поэтому российские банки действуют в основном на ограниченном поле банковских операций (ценные бумаги, валютный рынок, коммерческие и инвестиционные кредиты) и специализация существует лишь формально в названиях самих банков (ипотечный, инвестиционный и т.п.). Это определяет в целом схожесть услуг, а также определяет структуру управления банком.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, вышеизложенное показывает роль технических средств в обеспечении эффективности банковской деятельности в настоящее время. Мы рассмотрели эволюцию информационных систем, а также особенности и историю развития банковских автоматизированных систем, их принципы, обеспечивающие надежность обработки и передачи информации, заключающуюся в выполнении большого количества операций, выполняемых банком в современных условиях банковской деятельности. Современные системы управления позволяют улучшить не только расчетные операции, но и процессы управления банком, помогают принимать решения в области кредитных или дилинговых операций.
Повышение функциональности современных банковских информационных систем, в связи с постоянными изменениями в правовой и экономической сферах банковской деятельности, влечет за собой повышение требований к аппаратному и программному обеспечению, что приводит к обеспечению скорости и надежности передачи информации, ее хранения и удобства использования. Эффективность и надежность его функционирования, а следовательно и функционирования самого банка как системы, зависит от правильного построения банковской ИС.
Учитывая, что в настоящее время жизнеспособность всей человеческой цивилизации полностью зависит от состояния ее техносферы, которая основана на высокотехнологичном производстве и системах, легко провести параллель и определить роль, которую информационная система должна играть в банковском деле.
Деятельность современного банка все больше зависит от эффективности процессов информатизации и автоматизации. Понимание этого является основой для развития информационной системы. Учитывая реалии нашего времени, в условиях быстро меняющихся информационных технологий создаются долгосрочные планы по созданию эффективных информационных систем.
1 Рожнов, В.С. Автоматизированные системы обработки финансово-кредитной информации: учебник / В. С. Рожнов, Г. К. Бегоцкая - М.: Финансы и статистика, 2007. - 264 с.
2 Титоренко, Г.А. Информационные системы в экономике: учебник / Г.А.Титоренко. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 463 с.
3 Карминский, А.М. Информационные системы в экономике: учеб. пособие / А.М. Карминский, Б.В. Черников - М.: Финансы и статистика, 2006. - 238 с.
4 Лямин, Л.В. Основные подходы к осуществлению банковского надзора в области Интернет-банкинга за рубежом и в России: учеб. пособие / Л. В. Лямин - М.: Расчеты и операционная работа в КБ, 2007. - 365 c.
5 Липис, А.И. Электронная система денежных расчетов: учеб. пособие / А. И. Липис - М.: Финансы и Статистика, 2006. - 269 с.
6 Кондратюк, Д.Ю. Электронные финансы, интернет банкинг: мировые тенденции «российская специфика»: учебник / Д.Ю. Кондратюк - М.: Расчеты и операционная работа в КБ, 2008 - 367 с.
7 Королев, М.И. Информационные системы в банковском деле: Учебное пособие / М.И Королев - Белгород: Издательство БелГУ, 2004 - 293 с.
8 Гладкий, А.А. Компьютер для бухгалтера / А.А. Гладкий - СПб.: Питер, 2005. – 272с.
9 Ясенев, В.Н. Автоматизированные информационные системы в экономике: Учебно-методическое пособие / В.Н. Ясенев- Н.Новгород: ННГУ, 2007. -170 с.