1. Дайте определение понятия «административное право, как отрасль права». Опишите признаки отрасли административное право. Определите критерии деления на отрасли. Охарактеризуйте административное право как науку и учебную дисциплину.
2. Охарактеризуйте порядок поступления, прохождения и прекращения судейской службы. Раскройте особенности правового статуса судей как государственных служащих. Опишите квалификационный экзамен на занятие должности судьи, аттестацию судей. Опишите квалификационные классы, поощрения и дисциплинарную ответственность судей.
Список использованных источников
Вопрос 1.
Административное право как отрасль права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления публичной исполнительной и распорядительной управленческой деятельности, реализации задач и функций исполнительной власти органами государственного управления, обеспечения защиты прав и законных интересов граждан.
В правовой доктрине выделяют следующие признаки отрасли административного права:
• является одной из основополагающих отраслей публичного права;
• представляет собой совокупность юридических норм;
• имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;
• имеет свой метод правового регулирования;
• обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;
• имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках [1].
Критерии (основания) деления права на отрасли составляют предмет, метод, наличие обособленной нормативной правовой базы.
Рассмотрим каждый из них в отдельности.
Так, предмет административного права составляют общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.
Особенности административно-правовых отношений:
1. Они складываются непосредственно в связи с осуществлением органами государственного управления задач исполнительно-распорядительной деятельности.
2. Их участниками могут быть разнообразные субъекты: органы государственного управления, предприятия, учреждения, граждане и др., чьи интересы связаны с осуществлением исполнительно-распорядительной деятельности.
Вопрос 2.
Судейская служба представляет собой специфичный вид государственной деятельности, вытекающий из принадлежности судейской власти к самостоятельной ветви государственной власти. Ее данное ключевое свойство порождает научные споры относительно определения места судейской службы в общей системе государственной службы [9].
Согласно действующему законодательству Республики Беларусь для занятия должности судьи необходимо пройти следующие этапы:
Вопросы специфики поступления и прохождения судейской службы, обеспечивающей процесс осуществления функций судопроизводства, регламентированы в отдельном 3-ем разделе Кодекса о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З (далее — Кодекс), имеющем название «Статус судей» [6].
К кандидатам на должность судьи предъявляются общие требования как ко всем госслужащим: наличие гражданства Республики Беларусь, знание государственных языков (русского и белорусского), наличие образования, опыта работы. Однако общие требования, в том числе относительно образования и опыта работы, конкретизируются следующим образом в Кодексе [9].
Так, к требованиям к кандидату на должность судьи суда общей юрисдикции (ст. 76–80 Кодекса) относят: наличие высшего юридического образования с присвоением квалификации «Юрист» и (или) «Юрист со знанием экономики», наличие стажа работы по специальности (юридической по специальному перечню) не менее трех лет. Кроме того, требуется достижение 25-летнего возраста, не совершение порочащих поступков, сдача квалификационного экзамена, прохождение стажировки и, в случае необходимости, специальной подготовки. Более жесткие требования к стажу работы предъявляются к судьям более высоких судебных инстанций (областного (Минского городского) суда и Верховного Суда Республики Беларусь), а также к председателям судов. Исключение составляют требования к судьям судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь. Таким судьей может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы в должности судьи не менее пяти лет либо стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет, а также лицо, имеющее высшее техническое или высшее естественнонаучное образование и стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет.
Для судей Конституционного Суда Республики Беларусь предусмотрены следующие специальные требования: наличие высшего юридического образования, принадлежность к высококвалифицированным специалистам в области права, наличие, как правило, ученой степени и обладание высокими моральными качествами (ст. 73 Кодекса). Установлен предельный возраст пребывания в должности судьи, как и для всех госслужащих, – 65 лет, а для судей Верховного Суда и Конституционного Суда Республики Беларусь более высокий – 70 лет [9].
1. Административное право Республики Беларусь: курс лекций // [Электронный ресурс] — режим доступа : http://bargu.by/285-administrativnoe-pravo-kak-otrasl-prava.html
2. Жуковская О. В. Административное право Республики Беларусь. Общая часть. Лекционный материал // [Электронный ресурс] — режим доступа : https://lawbook.online/belarus-pravo-administrativnoe/administrativnoe-pravo-respubliki-belarus.html
3. Забелов, С. М. Административное право.: Курс лекций / С. М. Забелов., П. С. Забелов — Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. — 324 с.
4.Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях : Кодекс Респ. Беларусь, 21.04.2003 г. № 194-З: с изм. и доп. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2019.
5. Конституция Республики Беларусь, 15.03.1994 № 2875-XII (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004 : Решение от 17.11.2004 № 1 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2019
6. Кодекс о судоустройстве и статусе судей : Кодекс Респ. Беларусь, 29.06.2006 № 139-З : с изм. и доп. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2019.
7. О государственной службе в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 14.06.2003 № 204-З : с изм. и доп. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2019.
8. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях : Кодекс Респ. Беларусь, 20.12.2006 г. № 194-З: с изм. и доп. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2019.
9. Чуприс, О. И. Судейская служба как вид государственной службы Республики Беларусь // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь / О. И. Чуприс. — 17/2009 — С.140-148.\
10. Судоустройство: учебник / А. А. Данилевич, Л. Л. Зайцева, И. И. Мартинович, А. В. Солтанович; под ред. А. А. Данилевича, И. И. Мартинович. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск : Амалфея, 2010. — 464 с.
11. Ефремова, Н.А. Судоустройство: учеб.-метод. комплекс / Н. А. Ефремова, В. О. Климова. — Минск: Изд-во МИУ, 2009. — 168 с.
12. Розин, Н. Н. Уголовное судопроизводство / Н. Н. Розин. — СПб, 1994. — С. 92–93.