1. Правовое регулирование и принципы проведения референдумов в Республике Беларусь
2. Правовое положение беженцев в Республике Беларусь
Список использованных источников
1. Правовое регулирование и принципы проведения референдумов в Республике Беларусь
В настоящее время в Республике Беларусь правовую основу референдума составляют Конституция Республики Беларусь [1], Избирательный кодекс от 11 февраля 2000 года (с изм. и доп.) [2] и иные акты законодательства Республики Беларусь, а также постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Ранее вопросы, связанные с проведением референдумов в Республике Беларусь, регулировал Закон от 13 июня 1991 года «О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь» [3], который утратил силу в связи с принятием 11 февраля 2000 года Избирательного кодекса Республики Беларусь.
Закрепив положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти является народ, Конституция Республики Беларусь установила, что для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы. В Конституции Республики Беларусь референдуму посвящена отдельная Глава 2 (Раздел III «Избирательная система. Референдум»). Согласно ст. 112 Избирательного кодекса Республики Беларусь на республиканский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь. На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.
При этом Избирательным кодексом предусмотрено, что на республиканский референдум не могут выноситься вопросы, которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь; связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь; о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов; об амнистии, о помиловании.
Основные принципы проведения выборов и референдумов в Республике Беларусь:
1. Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Правовое положение беженцев в Республике Беларусь
Основой законодательства Республики Беларусь о статусе беженца, дополнительной и временной защите является Конституция Республики Беларусь. В совокупности с Конституцией Закон Республики Беларусь № 105-З от 4 января 2010 г «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», Закон о статусе беженца, Положение о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в Республике Беларусь, его утрате и лишении и иных вопросах пребывания в республике иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2006 г. № 204, иные нормативные правовые акты и международные договоры Республики Беларусь регламентируют статус беженца, порядок и условия предоставления дополнительной и временной защиты [4, с. 27].
Специфика правового положения беженца определяется тем, что страна его гражданской принадлежности не гарантирует ему важнейшие права и свободы человека, что является причиной бегства и поиска защиты у другого государства. В результате, страна-убежище из гуманитарных соображений предоставляет иностранному гражданину права и обязанности вместо страны его гражданской принадлежности. Очевидно, что эта ситуация выходит за пределы действия национального законодательства и регулируется нормами международного права, основанных на признании ряда общечеловеческих прав и свобод. Вместе с тем, правовое положение беженцев определяется и действующим национальным законодательством в отношении прочих иностранных граждан, пребывающих в данном государстве, и собственных граждан этой страны.
В общем плане, право на убежище, закреплено в статье 12 Конституции Республики Беларусь «Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемых в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность». В отношении такого лица осуществляется процедура предоставления ему статуса беженца, и, соответственно, объем прав и обязанностей иностранца напрямую зависит от стадии процедуры, на которой находится ходатайствующее лицо [1].
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) - Минск: Амалфея, 2019. - 48 с.
2. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. (с измен. и доп.)// Консультант Плюс : Беларусь [Электрон, ресурс] / «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.
3. Закон от 13 июня 1991 года «О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь». - Ведомости Верховного Совета БССР, 1991. № 25. Ст. 364.
4. Богдан, Д.В. Предоставление статуса беженца, дополнительная и временная защита иностранных лиц и лиц без гражданства в Республике Беларусь /Д.В. Богдан // Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 11: в 2-х т. Т. 1 / cост. С. В. Анцух; под общ.ред. В. Г. Шадурского. – Минск: Четыре четверти, 2014. - С.27-28.