1. Дайте определение понятия «суверенитет» т опишите политико-правовое значение суверенитета. Охарактеризуйте Республики Беларусь как суверенное государство
2. Охарактеризуйте правовой статус Парламента Республики Беларусь – Национальное собрание и его структуру
Список использованных источников
1. Дайте определение понятия «суверенитет» т опишите политико-правовое значение суверенитета. Охарактеризуйте Республики Беларусь как суверенное государство
Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на своей территории и за её пределами в международном общении.
Статус Республики Беларусь как суверенного государства был юридически закреплён в Декларации Верховного Совета Республики Беларусь «О государственном суверенитете Республики Беларусь» от 27 июля1990 г.
25 августа 1991 г. Декларации был придан статус конституционного закона.
Принятие Декларации положило начало строительства суверенитета Беларуси.
Для государственного суверенитета Республики Беларусь характерны следующие черты:
1)верховенство государственной власти.
2)единство государственной власти.
3)независимость государственной власти.
4)своя территория.
5)собственное гражданство.
6)собственные вооруженные силы.
7)собственная финансово-кредитная система.
8)государственный язык.
9)государственные символы.
2. Охарактеризуйте правовой статус Парламента Республики Беларусь – Национальное собрание и его структуру
Парламент – единственный официальный орган народного представительства. Как представительный орган Парламент осуществляет законодательную деятельность, основываясь на принципах народовластия, стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина и обеспечить гражданское согласие [4, с. 118]. Согласно нормам Конституции Республики Беларусь Национальное собрание наделено финансово-бюджетными и контрольными полномочиями.
Парламент как представительный орган осуществляет законодательную власть. В соответствии со ст. 90 Конституции он является законодательным органом. Однако это не исключает право парламента законом делегировать свои законодательные полномочия иным государственным органам.
Итак, Национальное собрание состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.
Палата представителей является выразителем интересов всех граждан Беларуси.
Совет Республики – палата территориального представительства. Деятельность Совета Республики направлена на обеспечение принятия тщательно проработанных законов.
Хотелось бы обратить внимание на то, что деятельность Национального собрания Республики Беларусь должно основываться на принципах, закрепленных в законодательстве:
1) демократичности;
2) гласности;
3) разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
4) верховенства права и законности;
5) приоритета общепризнанных принципов международного права;
6) равенства граждан перед законом, уважения их прав и законных интересов;
7) свободного обсуждения и принятия решений;
участия граждан в решении и обсуждении вопросов государственной жизни [5, ст. 2].
Выборы в Палату представителей Национального собрания регламентируются Законом «О Национальном Собрании» в соответствии со ст. 91 Конституции, в то время как порядок деятельности палат, их органов, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, в соответствии со ст. 105 Конституции, определяются Регламентами палат парламента.
Итак, в состав Палаты Представителей входит 110 депутатов, которые избираются в соответствии с требованиями законодательства путем всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании [6, с. 115].
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства / В. С. Нерсесянц. – М. : НОРМА-ИНФРА-М, 2012. – 560 с.
3. Иринин, А. Е. Унитарная форма государственного устройства : понятие и основные признаки / А. Е. Иринин // Закон и право. – 2007. – № 5. С. 69–70.
4. Абраменко, Е.Г. Некоторые аспекты отечественного парламентаризма / Е.Г.Абраменко // Белорусская государственность и развитие национальной правовой системы: от Статута 1588 года до современной Конституции : материалы Республиканской науч.-практ. конференции, Минск, 11-12 марта 2008 г. – Мн., 2008. – С.118 – 119.
5. О Национальном Собрании Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 8 июля 2008 г., № 370-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.06.2015 № 267-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2017.
6. Василевич, Г.А. Конституция. Человек. Государство / Г.А.Василевич. – Мн. : «Право и экономика», 2010. – 261 с.
7. Кунцевич, К.Н. Конституционное право Республики Беларусь / К.Н. Кунцевич. – Мн. : Молодежное научное общество, 2005. – 166 с.
8. Гирейко, А.В. Палата представителей Республики Беларусь: Конституционно-правовой аспект [Электронный ресурс] / А.В.Гирейко. – Режим доступа : http://elib.bsu.by/handle/123456789/36071.