Правовое регулирование стратегической экологической оценки
Задача. На озере Большие Швалеты Поставского района был задержан гражданин К., который охотился на гусей с использованием моторной лодки в качестве орудия выслеживания и преследования птиц. При этом им были отстреляны три гуся–пискульки и два серых гуся.
1. Какие меры ответственности должны быть применены в данном случае?
2. Покажите на примере данной задачи, как влияет на ответственность тот факт, что уничтоженное дикое животное включено в Красную книгу Республики Беларусь?
Список использованных источников
Правовое регулирование стратегической экологической оценки
Стратегическая экологическая оценка (далее – СЭО) в международном праве и доктрине – оценка возможных экологических последствий, включая воздействие на здоровье плана/программы, которая предполагает определение сферы охвата оценки и подготовку экологического отчета, вовлечение общественности и проведение консультаций, принятие во внимание экологического отчета и результатов участия общественности и консультаций при разработке плана/программы [1].
СЭО помогает значительно снизить негативные последствия на окружающую среду планов/программ; обеспечивает принятие решений на макроэкономическом уровне с учетом мнения общественности; способствует расширению международного сотрудничества. Немаловажно, что СЭО снижает вероятность возникновения конфликтов в процессе принятия решений по конкретным проектам строительства предприятий, оказывающих значительное влияние на окружающую среду и здоровье граждан. В качестве «слабой стороны» СЭО называют увеличение расходов на разработку планов/программ на 5-10%. Однако эти расходы можно считать незначительными по сравнению с теми расходами, которые могут появиться в связи с причинением вреда окружающей среде и здоровью граждан в результате реализации плана/программы.
Представляется актуальным внедрение СЭО в Республике Беларусь с учетом имеющихся предпосылок.
Так, Республика Беларусь является Стороной Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (далее – конвенция ОВОС), ст. 2 п.7 которой закрепляет, что «Стороны стремятся применять принципы оценки воздействия на окружающую среду к политике, планам и программам» [1]. Принимая во внимание актуальность СЭО, был разработан и принят в 2003г. Протокол по СЭО к конвенции ОВОС, как самостоятельное международное соглашение [2]. Республика Беларусь демонстрирует активные действия в направлении присоединения к Протоколу по СЭО: решением коллегии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в августе 2007 г. была одобрена Стратегия развития потенциала в области СЭО в Республике Беларусь.
Ряд иных международных соглашений Республики Беларусь также содержат положения способствующие внедрению подходов СЭО: Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (далее – Орхусская конвенция) [3], Конвенция о биологическом разнообразии [4], Рамочная конвенция ООН об изменении климата [5] и др.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года в качестве перспектив первого этапа реализации стратегии определила необходимость развития институционального потенциала в области СЭО [6, с. 108].
ЗАДАЧА
На озере Большие Швалеты Поставского района был задержан гражданин К., который охотился на гусей с использованием моторной лодки в качестве орудия выслеживания и преследования птиц. При этом им были отстреляны три гуся–пискульки и два серых гуся.
1. Какие меры ответственности должны быть применены в данном случае?
2. Покажите на примере данной задачи, как влияет на ответственность тот факт, что уничтоженное дикое животное включено в Красную книгу Республики Беларусь?
Ответ:
В Законе республики Беларусь «О животном мире» от 10 июля 2007 г. № 257-З приведено понятие «животного мира», из которого можно сделать вывод, что гуси-пискульки и серые гуси, рассмотренные в задаче, относятся к охраняемому компоненту природной среды, являясь дикими птицами, которые обитают в условиях дикой природы [10].
П. 40 ст.1 Закона Республики Беларусь «О животном мире»: «Охота – поиск, выслеживание, преследование, попытка добычи или добыча охотничьих животных, обитающих в условиях естественной свободы» Ст. 195. «Правил ведения охотничьего хозяйства охоты»: «Орудия и способы охоты на охотничьих животных, не соответствующие настоящим Правилам, являются запрещенными. Запрещается использовать транспортные средства с включенным мотором при охоте с подъезда и для преследования диких животных…»
1. Согласно п. 4 ст. 15.32 КоАП Республики Беларусь, Нарушение правил отлова диких животных либо требований к вселению (включая расселение), интродукции, реинтродукции, акклиматизации, скрещиванию диких животных, а равно правил добычи, заготовки и (или) закупки диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, – влечет наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин [11].
П.4 ст. 282 УК «Незаконная охота, совершенная с использованием механического наземного, водного или воздушного транспортного средства либо повлекшая причинение ущерба в особо крупном размере, – наказывается лишением свободы на срок до шести лет» В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 21 марта 2018 г. №112 для отряда гусеобразных для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде физическими в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных и вредного воздействия на среду их обитания установлена в размере 30 б.в. за 1 единицу. Таким образом, общий вред составляет 150 б.в. [12; 13].
Вне зависимости от назначенного административного взыскания за некоторые виды административных правонарушений в данной области может быть применена специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств, посредствам которого было совершено административное правонарушение. Согласно ст. 7.1 КоАП специальная конфискация применяется независимо от того, указана ли она в санкции соответствующей статьи КоАП или нет.
1. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте : Конвенция, 25 февр. 1991 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
2. Протокол по стратегической экологической оценке к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Киев. 2003г.//[Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http ://www.unece.org/env/eia/about/sea_text_r.htm
3. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды: утверждена Указом Президента Республики Беларусь, 14 декабря 1999 г., № 726 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. – № 1. 1/837 ; 2003. – № 95. – 3/866.
4. Конвенция о биологическом разнообразии: Ратифицирована Верховным Советом Республики Беларусь 10 июня 1993 г. // Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэсп. Беларусь. – 1993. – № 29. – С.50-80.
5. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, 9 мая 1992г.// Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
6. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Л.М.Александрович [и др.]. – Минск : Юнипак, 2004. – 200с.
7. The European Union. Directive 2001/42/EC of the European Parliament and of the Council on the Assesment of the Effects of Certain Plans and Programmes on the Environment/ Rev.3/ 2001. 32p.
8. Соглашение о финансировании // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. — № 238. — 3/2292.
9. Об охране окружающей среды : Закон Респ. Беларусь, 26 ноября 1992 г. № 1982-XІІ, с изм. и доп. на 30 декабря 2018 г. № 160-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2018. – № 276. – 2/1606; 2019. — №82. – 2/1845.
10. О животном мире: Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2007 г., № 257-З (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
11. Кодекс об административных правонарушениях // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электрон. Ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информации. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
12. Уголовный кодекс Республики Беларусь// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электрон. Ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информации. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
13. Об охоте и ведении охотничьего хозяйства : Указ Президента Республики Беларусь от 21 марта 2018 г. №112 [Электрон. Ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информации. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.