Задача. Зуева систематически допускала нарушения трудовой дисциплины, за что нанимателем к ней дважды были применены меры дисциплинарного взыскания. 10 апреля Зуева вновь совершила дисциплинарный проступок. 15 апреля наниматель направил уведомление профсоюзу предприятия о предстоящем увольнении Зуевой по п.4 ст.42 ТК. 16 апреля Зуева обратилась к директору предприятия с заявлением об увольнении ее по собственному желанию с 16 апреля. С учетом ее семейного положения директор согласился и уволил ее на основании поданного заявления по собственному желанию со ссылкой на ст.40 ТК. 15 мая Зуева обратилась в суд с иском о восстановлении на работе, указав, что заявление об увольнении по собственному желанию она подала вынуждено, поскольку директор имел намерение уволить ее по п.4 ст.42 ТК. Подлежит ли требования Зуевой удовлетворению? Является ли в данном случае подача заявления об увольнении по собственному желанию вынужденной?
Список использованной литературы
Задача
Зуева систематически допускала нарушения трудовой дисциплины, за что нанимателем к ней дважды были применены меры дисциплинарного взыскания. 10 апреля Зуева вновь совершила дисциплинарный проступок. 15 апреля наниматель направил уведомление профсоюзу предприятия о предстоящем увольнении Зуевой по п.4 ст.42 ТК. 16 апреля Зуева обратилась к директору предприятия с заявлением об увольнении ее по собственному желанию с 16 апреля. С учетом ее семейного положения директор согласился и уволил ее на основании поданного заявления по собственному желанию со ссылкой на ст.40 ТК. 15 мая Зуева обратилась в суд с иском о восстановлении на работе, указав, что заявление об увольнении по собственному желанию она подала вынуждено, поскольку директор имел намерение уволить ее по п.4 ст.42 ТК. Подлежит ли требования Зуевой удовлетворению? Является ли в данном случае подача заявления об увольнении по собственному желанию вынужденной?
Ответ:
Гражданка Зуева была уволена по ст. 40 Трудового кодекса (далее ТК), а затем обратилась в суд с иском о восстановлении на работе, указав, что заявление об увольнении по собственному желанию она подала вынуждено, поскольку директор имел намерение уволить ее по п.4 ст.42 ТК. Необходимо установить было ли решение Зуевой об увольнении добровольным и не было ли в действиях нанимателя нарушений. Следует отметить, что к Зуевой неоднократно применялись меры дисциплинарного взыскания, а 15 апреля наниматель уведомил профсоюз о намерении уволить Зуеву. 16 апреля она сама обратилась к нанимателю с заявлением об увольнении по собственному желанию. Наниматель не скрывал своих намерений уволить Зуеву по п.4 ст.42 ТК, о чем свидетельствует его обращение в профсоюз, и говорить о давлении на работника мы не можем. Для Зуевой увольнение по п.4.ст.42 ТК могло негативно сказаться на ее «трудовой репутации», следовательно она обратилась к нанимателю с просьбой уволить ее собственному желанию. Необходимо обратиться к п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее – ПВС № 2) где указано на то, что если истец утверждает, что заявление об увольнении было подано под угрозой его увольнения за виновные действия, то при установлении, что им действительно были совершены такие действия и у нанимателя имелись такие основания для увольнения истца, подачу заявления об увольнении по собственному желанию нельзя считать вынужденной. Увольнение работника в данном случае по собственному желанию признается законным.
1. О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде : постановление Пленума Верхов. Суда Респ. Беларусь, 29 мар. 2001 г., № 2 : в ред. постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2012 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2018.
2. Трудовой кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 26 июля 1999 г., № 296-З : принят Палатой представителей 8 июня 1999 г. : одобрено Советом Республики 30 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 13 ноября 2017 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2018.