1. Охарактеризуйте теоретически основы конституции
2. Проанализируйте полномочия Президента Республики Беларусь
Список использованных источников
ЗАДАНИЕ 1
Термин «конституция» имеет особый смысл. В первом смысле конституция понимается как структура, конструкция, фигура, телосложение, устройство. Это фактическая конституция. Фактическая конституция возникает вместе с появлением самого общества. Во втором смысле конституция означает создание и консолидацию в написании природы и специфики существующих социальных отношений. Таким образом, правовая конституция является отражением и закреплением в законе права общества.
Конституция - явление социальной жизни. Она представляется в наиболее общей форме как средство упорядочения и регулирования. Создание первых правовых конституций новых буржуазных отношений, которые были заменены феодальным установлением новой системы правления и отношений между людьми мира (основные права человека, равенство граждан и т. д.). Но это только внешняя характеристика конституции.
По своей сути конституция является политическим и юридическим документом. В качестве политического документа конституция - это декларация, провозглашающая основные ценности общества. В качестве юридического документа конституция является основным законом государства. Это впервые указал Ф. Лассаль в своей работе «О природе Конституции»: «Конституция и закон неотъемлемо однородны. Конституция должна иметь силу закона, поэтому она также должна быть законом - это должен быть не только закон, но и больше, чем закон, следовательно, здесь есть разница. Сотни фактов доказывают, что разница существует точно, что конституция не должна быть просто законом, а более чем законом. Каждой стране нужно написать реальный кодекс или конституцию, столь же необходимую, как и каждый орган, каждый организм, безусловно, так или иначе устроенный, имеющий какую-то хорошую или плохую конституцию. В конце концов, в каждой стране есть определенные фактические отношения власти ». [3]
ЗАДАНИЕ 2
Акты Президента Республики Беларусь является новым явлением в нормативном процессе Беларуси. Он впервые появился в связи с закреплением главы государства и главы исполнительной власти в Конституции Беларуси 15 марта 1994 года. Конституционные нормы устанавливают положение государства, но также его место в законодательном процессе принятия решений. Прежде всего, Президент имеет права на свою собственную юрисдикцию, конституцию и другие нормативные правовые акты, публикации, нормативные правовые акты, указы, декреты и распоряжения, которые являются обязательными для всей территории республики.
В соответствии с главой 10 «Планирование нормотворческой деятельности» Закон от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в республиканских программах подготовки нормативных правовых актов, разработанных Национальным центром по Законодательная деятельность при Президенте Республики Беларусь и утвержденная Президентом. На основе этих документов другие нормотворческие органы разрабатывают и утверждают свои программы и планы по разработке нормативных правовых актов в консультации с Национальным центром законодательной деятельности. Таким образом, Указом Президента от 10 января 2007 года. № 11 был утвержден такой план. План представляет собой таблицу, содержащую название проектов законов, которые должны быть составлены, название органов (организаций), ответственных за составление законопроектов, редакционный период, время представления законопроектов Палате представителей и имена субъекты законодательных СМИ, составляющие законопроекты [5].
На основании Конституции и в целях совершенствования законодательства Республики Беларусь, повышения эффективности процесса нормотворчества, Указом Президента от 10 апреля 2002 года, № 205 «О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь», эта Концепция была утверждена. Эта концепция направлена на то, чтобы сориентировать все нормативные органы Беларуси на перспективное решение актуальных проблем функционирования национальной правовой системы и определить основные направления и пути совершенствования законодательства в соответствии с принципами демократического государства, основанного на социальном праве.
1. Василевич, Г. А. Конституция - главный документ для законотворческой и правоприменительной деятельности / Г.А. Василевич // ВЕСТН. МОЛОДЕЖНОГО НАУЧ. О-ВА. - 2001.-№ 1.-С.11-19.
2. Василевич, Г.А. Конституция как фактор, интегрирующий систему источников белорусского права / Г. А. Василевич // ЮРИДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. - 2005.-N 1.-С.10-15.
3. Лассаль, Ф. О. сущности Конституции. Что же теперь? : две речи / Ф.О. Лассаль.- Санкт-Петербург : Тип. Альтшулера, 1906. — 64 с.
4. Государственное право Российской Федерации / под. ред. О.Е. Кутафина.- М., 1996. – 584 с.
5. Юдин, Ю.А. Современные модели конституции / Ю.А. Юдин. - Сравнительное конституционное право. - М., 1996.
6. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М., 1998.
7. Овсепян, Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции/ Ж.И. Овсепян // Правоведение. 2001. - № 5. - С. 24-36.