1. Финансовые правоотношения и их особенности. Виды финансовых правоотношений
2. Исполнение бюджета. Отчет об исполнении бюджета
3. Налоговые проверки, порядок проведения проверки. Акт проверки
Задача
Список использованных источников
1. Финансовые правоотношения и их особенности. Виды финансовых правоотношений
Финансово-правовые отношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, возникающие между субъектами финансового права по поводу образования, распределения и использования денежных фондов государства.
Финансовые правоотношения, как и любые другие правоотношения, обладают определенными признаками. Финансовые правоотношения возникают, изменяются или прекращаются только на основании правовых норм; участники каждого конкретного правоотношения индивидуально определены; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; носят волевой характер; охраняются государством.
Финансовые правоотношения в то же время имеют свои особенности.
1. Финансовые правоотношения возникают в связи с тем, что соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельность государства, т. е. деятельность, регламентируемую нормами финансового права и направленную на образование, распределение и использование определенных фондов денежных средств. Указанный признак является определяющим для характеристики финансовых правоотношений и используется в качестве основного при разграничении финансового правоотношения от смежных правовых отношений.
2. Они являются разновидностью имущественных правоотношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, т.е. финансовых ресурсов государства, используемых для удовлетворения общественных потребностей.
3. Одной из сторон данных правоотношений всегда выступает государство (его уполномоченный орган) или органы местного самоуправления. При этом отсутствует равенство сторон, т. к. государственные органы наделены властными полномочиями; только они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений – предприятиями, учреждениями и гражданами.
Финансовое правоотношение, как и любое другое правоотношение, возникает, изменяется и прекращается при наступлении определенных оснований, которые в правовой науке получили название "юридические факты". Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, при которых на основе правовой нормы между субъектами финансового права складываются правоотношения.
2. Исполнение бюджета. Отчет об исполнении бюджета
Согласно п.1.2 ст.2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, бюджет – это план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства. [2]
Бюджет в Республике Беларусь – центральное звено финансовой системы.
Основное значение бюджета – мобилизация центральных финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые государством. Он занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной. Бюджет, собирая в себе финансовые ресурсы государства, позволяет осуществлять государственное регулирование экономики, а также проводить социальную политику. Там концентрируется часть национального дохода, а зачем она перераспределяется, так реализуется распределительная функция данного звена финансовой системы: республиканские, а также местные органы власти получают в свое распоряжение определенную часть национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между органами управления. Через движение бюджетных ресурсов контролируется формирование доходной части бюджета и эффективность использования его расходной части (контрольная функция этого звена финансовой системы).
Бюджет – это политический акт, план управления на будущий период, программа управления, которая предлагается Советом Министров Республики Беларусь на одобрение Национального Собрания Республики Беларусь. Вотирование бюджета – выражение доверия правительства со стороны большинства членов парламента.
Если рассматривать бюджет как правовой акт, то это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти и имеющий силу закона.
Также бюджет – показатель текущего состояния экономики страны. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики. Так как бюджет составляется на будущий год – это также прогноз будущей экономической ситуации в Республике Беларусь. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.
Бюджетные правоотношения – это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов. [4, с.56]
3. Налоговые проверки, порядок проведения проверки. Акт проверки
Проверка выполняется не ранее, чем через два года после:
государственной регистрации открытия представительства иностранных организаций;
первоначальной выдачи специального разрешения (лицензии) лицам, осуществляющие частную нотариальную деятельность.
Контрольный (надзорный) орган имеет право планировать проверки в отношении проверяемых организаций, классифицированных как:
группа высокого риска не чаще чем один раз в течение календарного года. Если проверяемое лицо не провело регулярную проверку нарушений законодательства проверяемым субъектом, следующая плановая проверка этого лица назначается контрольным (надзорным) органом не ранее, чем за два года;
средняя группа риска, где проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Если по результатам проверки, проводимой контрольным (надзорным) органом, аудиторское лицо не проверяет нарушения законодательства, следующая плановая проверка этого лица назначается контролирующим (надзорным) органом не ранее через пять лет;
группа с низким уровнем риска, при необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.
Плановые проверки для проверяемого субъекта, классифицированного как группа среднего и низкого риска, в случае, если:
на основании результатов анализа информации, доступной контролирующему органу информации, в том числе представленным проверяемым субъектом в контрольном списке, нет признаков, свидетельствующих о нарушениях закона;
на дату назначения аудита имеется отчет аудитора, содержащий безоговорочно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соблюдения финансовых (экономических) сделок с законодательством [2].
В этом случае плановые проверки не могут быть назначены на период и по вопросам, проверенным во время аудита, за исключением проверки точности расчета, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные средства, а также государственные внебюджетные фонды.
Плановые проверки на один проверенный субъект в течение календарного года могут проводить несколько контрольных (надзорных) органов только в форме совместного аудита. Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого лица в течение календарного года не допускается.
Задача
Вклад срочный на 18 месяцев, безотзывный в валюте. Сумма 8000 евро. Процентная ставка 3,5% годовых, нефиксированная, с капитализацией процентов. Через 12 месяцев процентная ставка снизилась до 3% годовых.
1. Рассчитать процентную ставку на 1 месяц до понижения и после понижения.
8000*3,5%/12=23,3 евро в месяц.
Или же 3,5%/12=0,29% в месяц.
2. Рассчитать сумму процентов, полученных за период до понижения ставки и после понижения ставки.
8000*3,5%=280 евро до понижения ставки.
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г., с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
2. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 окт. 2009 г., № 510 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
3. О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 18 марта 2010 г., № 383 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
4. Бойко, Т.С. Финансовое право: учеб. пособие / Т.С. Бойко, С.К. Лещенко. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 320 с.
5. Воробей, Г.А. Финансовое право: учеб. пособие / Г.А. Воробей. – Минск: Амалфея, 2006. – 434 с.
6. Данина, Е.А. Финансовое право: курс лекций / Е.А. Данина. – Витебск: ВГУ им. Машерова, 2010. – 186 с.
7. Каменков, В.С. Финансовое право Республики Беларусь: учеб.-метод. Пособие / В.С. Каменков, А.В. Каменков. Минск: ГИУСТ БГУ, 2008. – 439 с.