1. Охарактеризуйте правонарушения правил пользования и эксплуатации транспорта
2. Раскройте порядок проверки доказательств
3. Практическое задание
Список использованных источников
1. Охарактеризуйте правонарушения правил пользования и эксплуатации транспорта
Правонарушениям против правил пользования и эксплуатации транспорта посвящена 18 глава Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Под транспортом (от лат. transportare – перевозить, перемещать) понимается отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.
Различают наземный, воздушный, водный и трубопроводный транспорт. К наземным видам транспорта относится железнодорожный, автомобильный транспорт. К водному относят морской и речной транспорт, а к воздушному – авиационный.
Транспорт и его составляющие (в том числе транспортные средства) имеют исключительное значение в жизни общества, оказывая огромное влияние на эффективность народного хозяйства, функционирование объектов жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов, на темпы и успехи предпринимательской и иной деятельности людей. Вместе с тем все виды транспортных средств являются не только техническими устройствами, облегчающими жизнь и деятельность людей, но и наиболее распространенным источником повышенной опасности. При неумелом либо легкомысленном обращении с транспортными средствами могут наступить и нередко наступают тяжкие последствия, сопряженные с гибелью людей, причинением вреда их здоровью либо имущественного вреда.
Чаще всего вышеуказанные последствия наступают в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
ДТП – происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находящегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица [1].
2. Раскройте порядок проверки доказательств
В соответствии с ПИКоАП доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, имеющих значение для законного, обоснованного и справедливого разрешения дела об административном правонарушении.
Субъектом доказывания в административном процессе является должностное лицо органа, ведущего административный процесс, на которое законодательством возложена обязанность доказывания наличия оснований для административной ответственности, вины лица, в отношении которого ведется административный процесс, и обстоятельств, имеющих значение для дела об административном правонарушении.
По делу об административном правонарушении подлежат доказыванию:
- объективная сторона правонарушения – наличие самого деяния (время, место, способ и другие обстоятельства совершения административного правонарушения);
- его субъективная сторона – виновность физического или юридического лица в совершении правонарушения;
- наличие последствий для охраняемых административным законом правоотношений – характер, размер вреда, а также иные обстоятельства, влияющие на вид и размер административного взыскания, налагаемого на лицо, совершившее административное правонарушение [3, с.55-56].
Собранные по делу об административном правонарушении доказательства подлежат всесторонней, полной и объективной проверке судом, органом, ведущим административный процесс.
Проверка доказательств по делу заключается в установлении их источников, получении других доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство, в их анализе, сопоставлении с другими доказательствами, имеющимися в деле об административном правонарушении [4, ст.6.13].
3. Практическое задание
Гражданин Давыдов во дворе многоэтажного дома распивал спиртные напитки в присутствии детей. Проживающий в этом доме Петров сделал ему замечание, но в ответ услышал нецензурную брань. Через месяц после этого случая в административную комиссию районной администрации поступило заявление Петрова за подписью других жильцов дома о том, что Давыдов систематически выпивает во дворе и ведет себя непристойно, с просьбой привлечь его к ответственности.
На основании заявления комиссия вынесла постановление о наложении на Давыдова штрафа.
Допущены ли процессуальные нарушения в данном деле?
Решение
Органы, ведущие административный процесс, а также подведомственность дел об административных правонарушениях определены главой 3 ПИКоАП Республики Беларусь. И в соответствии с указанной главой дела об административных правонарушениях действительно могут рассматриваться административной комиссией районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе [4, ст.3.1].
Также четко определены правонарушения, дела о которых такая комиссия имеет право рассматривать.
В деяниях Давыдова усматривается два правонарушения: «Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения» – статья 17.3 КоАП Республики Беларусь, и «Нецензурная брань в общественном месте», предусмотренная статьей 17.1 КоАП.
1. Ковалева, О.Н. Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право: мультимедийное учебное сетевое электронное издание для курсантов, получающих высшее образование по специальности 1-24 01 02 Правоведение. – Могилев, 2015.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З в ред. от 9 января 2019 г. № 171-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 18.01.2019, 2/2609.
3. Ильюшенко, Г. Б. Доказывание в административном процессе: тщательная подготовка плюс исключение формального подхода / Г.Б. Ильюшенко // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. – 2011. – № 5. – С. 55-59.
4. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З в ред. от 9 января 2019 г. № 171-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 18.01.2019, 2/2609.
5. Административно-процессуальное право: учебник / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.И. Каплунова. – СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. – 376 с.