Введение
1. Социальная стратификация, современные критерии стратификации
2. Философия Средневековья и Возрождения
Заключение
Список использованных источников
Введение
Изучение курса основ социально-гуманитарных наук является непременным условием формирования высококвалифицированных специалистов для всех отраслей хозяйства. Социально-гуманитарные знания
воспитывают у студентов творческое отношение к делу, повышает культуру мышления, умение выделять главное, расширяют общий кругозор, способствует глубокому овладению основами общетеоретических и специальных наук, являются важным источником социально-политической
активности личности.
Цель работы – самостоятельное изучение учебной литературы с целью усвоения знаний в рамках дисциплины.
Задачи работы:
- раскрыть понятие «социальная стратификация», определить современные критерии стратификации;
- охарактеризовать философия Средневековья и Возрождения.
1. Социальная стратификация, современные критерии стратификации
Большая часть обществ организована таким образом, что их институты неодинаково распределяют блага и ответственность среди разных категорий людей и социальных групп. Социологи называют социальной стратификацией расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.
Социальная стратификация основывается на социальной дифференциации, но не идентична ей. Социальная дифференциация – это процесс появления функционально специализированных институтов и разделения труда.
Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации. В открытых системах стратификации каждый член общества может изменять свой статус, подниматься или опускаться по социальной лестнице на основе собственных усилий и способностей. Современные общества, испытывая потребности в квалифицированных и компетентных специалистах, способных управлять сложными социальными, политическими и экономическими процессами, обеспечивают достаточно свободное движение индивидов в системе стратификации.
Первыми попытались объяснить природу социальной стратификации Карл Маркс и Макс Вебер. Маркс считал, что в капиталистических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средствами производства, – класс капиталистов-угнетателей, или буржуазия, и тех, кто может продавать только свой труд, – угнетенный рабочий класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении. Полагая, что Маркс чересчур упростил картину стратификации, Вебер утверждал, что в обществе существуют и другие линии раздела, которые не зависят от классовой принадлежности или экономического положения, и предложил многомерный подход к стратификации, выделив три измерения: класс (экономическое положение), статус (престиж) и партию (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектом социальной градации [4, c. 112-113].
2. Философия Средневековья и Возрождения
Философские идеи в средние века чаще всего были облачены в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Религия - это богопослушание, сверхъестественная связь человека с богом. Для религии характерны чудеса, безудержная вера в догматы. В философии то и другое ставится под сомнение. В то же время нельзя не видеть и определенное сходство религии и философии. В религиозных воззрениях, равно как и в любых других воззрениях, всегда содержатся философские идеи.
Средневековая философия выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин, Ансельм, Абеляр, Фома Аквинский. Но даже на этом фоне выделяется величественная фигура Иисуса Христа. Многие считают его великим философом. Величие это видят в том, что он выдвинул философию не для избранных мудрецов, а для всех, образно говоря, даже для нищих духом, например для детей [2, c. 46].
Философская мысль средних веков уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии Средних веков. Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог.
В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (учения о бытии), а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов - от церкви [5, c. 53].
Заключение
В ходе изучения дисциплины «Основы социально-гуманитарных наук» нам удалось получить определенные знания из таких областей, как философия и социология.
Так, понятие «социальная стратификация» является областью изучения социологии, которое означает расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже. Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации. К основным причинам деления общества на страты относятся: экономическое положение, власть и социальный статус. В современной социологии концепции социальной стратификации основываются на принципах универсального социального расслоения и неравенства, имеющих естественную (биологическую, физическую и психическую особенность людей) и социальную (разделение труда, уклад жизни, статусно-ролевые позиции) природу.
Затем нами были рассмотрены философия Средневековья и Возрождения. Данные эпохи существенно отличаются между собой, например, главными идеями, характерными чертами, а также представителями. Так, философская мысль средних веков уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). А в эпоху Возрождения в центре философских изысканий ставят человека.
Таким образом, цели и задачи работы рассмотрены.
1. Введение в философию : учеб. пособие для вузов / Под ред. И. Т. Фролова. − 3-е изд., перераб. и доп. − М. : Республика, 2003. − 623 с.
2. Канке, В. А. Основы философии : учеб. для студ. средних спец. учеб. заведений / В. А. Канке. − М. : Логос, 2008. − 288 с.
3. Социология : учеб. для вузов / В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. − 2-е изд., перераб. и доп. − М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. − 407 с.
4. Социология : учеб. / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов; Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. – изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Гардарики, 2003. – 512 с.
5. Философия : учеб. для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. − М. : Норма, 2005. − 673 с.