Правовое регулирование общественной экологической экспертизы
Задача
Список использованных источников
Правовое регулирование общественной экологической экспертизы
Нормы о проведении общественной экологической экспертизы закреплены в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды". В частности, ст. 28 определила, что общественная экологическая экспертиза осуществляется независимыми группами специалистов по инициативе общественных организаций, Советов народных организаций и граждан за счет их собственных средств или на общественных началах.
Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы.
В соответствии с Законом "заключения общественной экологической экспертизы учитываются органами, осуществляющими государственную экологическую экспертизу", однако обязательного характера для государственных органов данное заключение не носит.
В указанном законе дано следующее определение экологической экспертиз - проверка соответствия проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям природоохранного законодательства Республики Беларусь.
Основные цели и задачи оценки воздействия на окружающую среду вытекают из этого определения. Они включают:
1) предотвращение возможных негативных последствий реализации запланированных управленческих, экономических, инвестиционных и других мероприятий для здравоохранения и окружающей среды;
2) оценка соответствия природоохранных требований планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на этапах, предшествующих принятию решения об их реализации, а также в процессе их строительства и реализации;
3) предоставление экспертной оценки прогнозируемых изменений экологической ситуации в связи с размещением и развитием производительных сил.
Задача:
При проведении исследований проб поверхностных вод реки Дрисса Новополоцкой межрайонной лабораторией аналитического контроля Витебского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды было выявлено превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (азот аммонийный - 21,8 мг/л (ПДК 1,27)).
Причиной превышения ПДК, как установлено в ходе исследований, является неэффективная работа очистных сооружений водопользователя "Б".
Какие меры ответственности должны быть применены в данном случае?
Какова будет ответственность, если в результате загрязнения реки установлены факты заболевания людей?
Решение:
Из условия задания следует, что Новополоцкая межрайонная лаборатория аналитического контроля отобрала пробы сточных и поверхностных вод реки Дрисса у водопользователя предприятия "Б".
В ходе проведения исследований отобранных проб, выявлено превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ: азот аммонийный - 21,8 мг/л (ПДК 1,27). Причиной превышения ПДК, установленной в ходе исследований, является неэффективная эксплуатация очистных сооружений.
Отметим, что в соответствии со статьей 97 Водного кодекса Республики Беларусь юридические и физические лица, причинившие вред в результате нарушения водного законодательства Республики Беларусь, обязаны возместить его в порядке и размерах, установленных гражданским законодательством. законодательство Республики Беларусь [1].
Также, как отмечено в статье 101 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» ущерб, нанесенный окружающей среде, определяется в соответствии с нормами и методами, установленными законодательством Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 32 Водного кодекса Республики Беларусь водопользователи обязаны содержать очистные сооружения и устройства в надлежащем состоянии и соблюдать установленные правила эксплуатации. Это свидетельствует об обязательстве водопользователя «Б» контролировать эффективность очистных сооружений на своем предприятии. Однако, если ответчик считает, что превышение ПДК было не по его вине, он имеет право подать заявление на возмещение ущерба виновным сторонам.
1. Водный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 30 апреля 2014 г. № 149-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апреля 2003 г. № 194-З (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
3. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г. (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.