1. Теоретический вопрос
Политическая система каждой страны и каждого государства должна находится в состоянии динамической стабильности. Это означает, что она должна быть подвержена постоянным обновлениям, при этом она должна быть скомпрометирована. Такой режим политической системы в стране достигается путем предоставления гражданам права выбора, это не позволяет дестабилизировать систему власти, а также возможность граждан участия в политической жизни их страны.
Избирательное право граждан является одной из главных основ и принципов демократического государства, так как в 21 веке эта категория государств преобладает, соответственно данное право и система в целом является будет вызывать определенный интерес в политической науке.
Основные положения избирательной системы каждого государства должны иметь закрепление в главном Нормативно-правовом акте этой страны или государства, в соответствии с которым должны выстраиваться вся правовая система. Для Республики Беларусь таким актом является Конституция Республики Беларусь, в ней закреплена правовая основа избирательной системы. В соответствии со ст. 2 Избирательного кодекса Республики Беларусь: «Правовую основу избирательной системы, референдума составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Кодекс и иные акты законодательства Республики Беларусь, постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов». Как видно из диспозиции данной статьи, все нормативно-правовые акты имеют свою иерархию и даже по тексту они распложены в соответствии с ней и главней всего является Конституция [1].
В Конституции Республики Беларусь отведен отдельный раздел – Раздел 3 «Избирательная система. Референдум». Это является подтверждением того факта, что оно является основой демократического государства.
При этом избирательная система состоит не только из избирательного права, но также и из права быть избранным. Что означает возможность быть кандидатом на выборах, а также возможность быть избранным в результате выборов.
И так, исходя из вышеизложенного, под избирательной системой понимается совокупность установленных законом принципов, способов и методов подсчета голосов избирателей и определения результатов голосования, а также система прав граждан избирать и быть избранными.
Так как подсчет голосов и выбор победителя может происходить по-разному, в зависимости от способа выбора победителя, общепринято выделять следующие три вида избирательных систем:
1. мажоритарная система;
2. пропорциональная система;
3. смешанная [2, с. 34].
2. Теоретический вопрос
Конституция Республики Беларусь 1994 года изначально не относила Конституционный суд к судебным органам, а содержала положения о нем в разделе VI «Государственный контроль и надзор». Исходя из этого, было высказано мнение, что Конституционный Суд Республики Беларусь, несмотря на свое название, не считается элементом судебной системы, а является квазисудебным. Однако после референдума 1996 года произошли значительные изменения, в результате которых положения о Конституционном Суде Республики Беларусь были закреплены в главе 6 «Суд» Конституции Республики Беларусь. Таким образом, как отметил Г. А. Василевич, все вопросы относительно места и роли Конституционного Суда Республики Беларусь были сняты. В связи с этим можно долго спорить и утверждать, что было бы разумнее отнести его к особому набору государственных структур - контрольно-надзорных органов. Однако нет никаких сомнений в том, что Конституционный Суд Республики Беларусь, как и аналогичные органы конституционного контроля других государств, является судебным органом с особым правовым статусом, который выполняет функции правосудия (конституционное правосудие) и в то же время выступает как один из высших органов государственной власти, наделенный полномочиями проверять конституционность нормативных актов всех государственных органов.
Таким образом, в соответствии со ст. 116 Конституции Республики Беларусь контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный Суд Республики Беларусь.
Конституционный Суд Республики Беларусь состоит из двенадцати судей, которые являются высококвалифицированными специалистами в области права и обычно имеют ученую степень: шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, а шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда составляет 11 лет.
Возраст членов Конституционного Суда не должен превышать 70 лет [4, с. 219].
В соответствии со ст. 19 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее – Кодекс) судьями Конституционного Суда Республики Беларусь являются Председатель, заместитель Председателя и десять судей Конституционного Суда Республики Беларусь.
Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, установленном законом.
В теории конституционного права эта функция Конституционного Суда считается основной и называется последующим конституционным контролем. Этот тип конституционного контроля основан не только на формулировке норм законодательства, но и на практике их применения, что может выявить недостатки законодательства, которые заставляют признать нормативный правовой акт неконституционным [5, с. 89].
3. Практическая задача
Проанализировать положение следующей нормы: Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них.
Можно ли установить монополию на средства массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами?
Допускается ли цензура в средствах массовой информации?
Решение
Статья 33 Конституции Республики Беларусь гласит: «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются».
Также следует обратиться к ст.3, ст.4, ст.5 и ст.6 Закона Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации».
В названных статьях закрепляются как свобода слова, так и свобода печати, которая в свою очередь является средством выражения свободы слова, а также не допустимость монополизации и цензуры.
Свободой слова нельзя злоупотреблять, она не может быть использована во вред правам и свободам других лиц. Поэтому Конституция, международно-правовые документы допускают её ограничение.
Согласно ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах пользование правом на свободное выражение своего мнения налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц, а также охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Так же ограничение на распространение информации можно найти в ст. 53 Закона Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации».
Так для выражения мнений и убеждений существуют различные средства массовой информации, но они должны соответствовать основным принципам изложенным в Законе Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации», а в частности в статье 2-й данного закона: «Основными принципами деятельности средств массовой информации являются:
- достоверность информации - средства массовой информации должны распространять информацию, соответствующую действительности;
- законность - распространение информации не должно противоречить законодательству Республики Беларусь;
- равенство - средства массовой информации в своей деятельности исходят из равенства прав всех категорий граждан, государственных органов, политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц на распространение и получение массовой информации.
1. Партийные системы и политические партии [Электронный ресурс]| Политология| http://works.doklad.ru/view/qIfoWuK_Klo.html.
2. Кравченко, А.И., Политология: учебник / А. И. Кравченко. – Москва: Проспект, 2015. – 444 с
3. Гаджиев, К.С., Политическая наука. Пособие для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных вузов. М.: «СОРОС. –Международные отношения», 1994. – 128с.
4. Дорохов, В.А. Конституционный Суд Республики Беларусь / В.А. Дорохов // Инновационная наука. - 2016. - № 5-2 (17). - п. 2018-220.
5. Демичев, Д.М. Конституционный Суд Республики Беларусь в системе судебных органов / Д.М. Демичев // Право и государство: теория и практика. - 2013. - № 4 (100). - п. 86-97.
6. Атакулова, А.А. Принципы реализации судебной системы / А.А. Атакулова // Новая наука: от идеи к результату. - 2015. - № 7-2. - п. 148-150.
7. Де Токвиль А. Демократия в Америке / А. де Токвиль. - М .: Прогресс, 1992. - 554 с.