1. Особенности ощущений и восприятий и их развитие в профессиональной деятельности
2. Структура личности: биологическое и социальное в структуре личности
3. Морально-психологический климат трудового коллектива
4. Задача №8
Список использованной литературы
1. Особенности ощущений и восприятий и их развитие в профессиональной деятельности
Наиболее простыми психическими явлениями являются ощущения. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Однако осознаваемые ощущения формируются только у тех организмов, которые имеют головной мозг и его кору.
Ощущения – это осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде4, с.141.
Благодаря ощущениям человек познает отдельные качества и свойства предметов и явлений (цвет, запах, температуру, вкус и т.п.). В процессе трудовой деятельности работнику приходится различать цвета и оттенки, размеры и форму предметов и средств труда, реагировать на звуковые, тактильные и другие раздражители, что становится возможным при активизации анализаторов.
Ощущения выполняют следующие функции:
• регулирующую;
• познавательную;
• эмоциональную;
• сигнальную.
Физиологическим аппаратом ощущений являются анализаторы, состоящие из рецепторов (глаз, ухо, вкусовые луковицы на языке и др.), нервных путей и соответствующего участка головного мозга.
Механизм возникновения ощущений заключается в следующем. При воздействии раздражителя происходит раздражение рецептора, и в нервных клетках возникает возбуждение, которое передается в соответствующий участок головного мозга. В коре головного мозга физиологический процесс превращается в психический, и человек ощущает то или иное свойство предмета или явления.
Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.
1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущения, выделяют дистантную (зрение, слух, обоняние) и контактную(вкусовая, болевая, тактильная) рецепцию;
2. По расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают:
• экстерорецепцию (зрительная, слуховая, тактильная и др.);
• интерорецепцию(ощущения голода, жажды и другие органические ощущения);
• проприорецепцию (ощущения с мышц и сухожилий).
2. Структура личности: биологическое и социальное в структуре личности
Понимание природы личности тесно связано с выяснением роли биологического и социального в личности человека. В понимании сущности этого вопроса о соотношении биологического и социального имеются разные подходы. Так, сторонники биогенетического подхода считают, что ведущую роль в развитии личности играют биологические процессы созревания организма, что основные психические ее свойства как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу.
Американский психолог начала XX в. С. Холл основополагающим законом развития считал биогенетический «закон рекапитуляции»; согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза, повторяя в свернутом виде такие стадии развития человеческого общества, как собирательство, охота и т.д.
Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой конституционной психологии. Так, Э. Кречмер, разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа телосложения, считал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь.
Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности З. Фрейдом. Согласно его учению, все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями или инстинктами, и в первую очередь сексуальными влечениями [7, с. 220].
В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.
Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.
Другой концепцией этого ряда служит теория научения. Согласно ей жизнь личности, ее отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков(Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.).
3. Морально-психологический климат трудового коллектива
Для более эффективной работы трудового коллектива, прежде всего, необходимо создать благоприятный морально - психологический климат среди его членов.
Благоприятный психологический климат - это та обстановка, когда все члены коллектива знают свое место в иерархии организации и довольны им, заняты интересным для себя делом и компетенции членов коллектива не пересекаются, а значит не возникает разногласий , и в коллективе царит атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи.
Для создания благоприятного морально - психологического климата, дружеских взаимоотношений, необходимо, чтобы в коллективе были распределены следующие неформальные роли:
Эмоциональный лидер - человек, который имеет авторитет среди членов коллектива, и оказывающий влияние на членов группы независимо от занимаемого им должностного положения;
Диагност - человек, который способен провести анализ морально- психологического климата в коллективе, а также способный распознать качества каждого индивида и его позицию по отношению к другим членам коллектива;
Интегратор - человек, который способен сплотить коллектив для решения определенных задач организации, имеющий лидерский потенциал и целенаправленно выполняющий необходимую коррекцию морально - психологического климата в коллективе.
Но даже если роли распределены, и каждый член коллектива выполняет свои обязанности, необходима высокая квалификация руководителя, для создания идеального морально - психологического климата на предприятии.
На примере «Отдел маркетинга и рекламы» открытого акционерного общества «Нефтяная компания «Роснефть», рассмотрим морально - психологический климат отдела и основные конфликтные ситуации.
Как и в любом коллективе в данном отделе существует свой эмоциональный лидер, который оказывает положительное влияние на членов коллектива, к его авторитетному мнению прислушиваются, и так сложилось, что он же является начальником отдела.
4. Задача №8
На рисунке изображен пятнистый пес: почти все полутона на фотографии утрачены (так бывает видно при лунном свете). И все же нетрудно отличить пятна на теле собаки
от исходных пятен фона.
Почему это возможно? К каким свойствам восприятия это относится?
Рис. 1. Сфотографирован пятнистый пес; почти все полутона на фотографии утрачены (так бывает видно при лунном свете), и все же нетрудно отличить пятна на теле собаки от сходных пятен фона. Это возможно потому, что в мозгу содержится информация не только о форме собачьего тела, но и о многих тысячах иных вещей
На рис. 1 изображена пятнистая собака, сфотографированная на таком же пятнистом фоне, - и отыскать собаку непросто. Помогают увидеть объект контуры, различия в фактуре и цвете, но границы предметов часто нерезкие, а различия в цвете обманчивы. Сходные трудности есть в усвоении речи и музыки.
1. Абраменко, А.И. Практикум по общей психологии: Уч. пособие / Под ред. А.И. Щербакова. – М. : Просвещение, 1990. – С. 114-188.
2. Бычкова, А.В. Управление персоналом / А.В. Бычкова. – Пенза: 2005. – 321 с.
3. Зинченко, В.П. Миры сознания и структуры сознания / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. – 1991. - № 3.
4. Немов, Р.С. Психология. Учебник / Р.С. Немов. – В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – С. 129-282.
5. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – 464 с.
6. Платонов, К.К. Вопросы психологии труда / К.К. Платонов. – М.: Медицина, 1970. – С. 53-70, 96-109.
7. Популярная психология: Хрестоматия: Уч. пособие / Сост. В.В. Мироненко. – М.: Просвещение, 1990. – С. 221-300.
8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 736 с.