Эколого-правовой статус гражданина: понятие и содержание
Компоненты природной среды как объекты права собственности
Правовой режим национальных парков
Задача №1
Задача №2
Список использованной литературы
Эколого-правовой статус гражданина: понятие и содержание
Экологические права представляют собой совокупность прав субъектов в сфере взаимодействия общества с окружающей средой, установленных в нормативных правовых актах. К экологическим правам следует относить как права в области охраны окружающей среды, так и права в области природопользования. Такой подход согласуется с пониманием экологического права как комплексной отрасли права[7].
Признание и правовое закрепление права граждан на благоприятную окружающую среду, иных экологических прав, является прогрессивной тенденцией развития современного белорусского законодательства.
Эколого-правовой статус гражданина – это категория экологического права, которая представляет собой комплексный институт экологического права включающий в себя:
1) конституционные права человека на благоприятную окружающую среду и иные неотъемлемые права граждан, связанные с охранной окружающей среды;
2) права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды, совокупность которых создает юридические возможности реализации и защиты права на благоприятную окружающую среду как неотъемлемого права человека;
3) правомочия физических лиц по обеспечению их экологических интересов в сфере природопользования;
4) гарантии соблюдения названных прав[9].
Статья 46 Конституции закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду. Эта конституционная норма декларирует, провозглашает это право. В Конституции Республики Беларусь закреплены и иные неотъемлемые права граждан, связанные с охранной окружающей среды: право на охрану здоровья (статья 45), которое гарантируется в том числе и мерами по оздоровлению окружающей среды; право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (статья 34). Названные конституционные нормы составляют правовую основу экологических прав граждан[1].
Статья 12 Закона «Об охране окружающей среды» так же закрепляет права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды. Данная статья гласит, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, а также на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной экологической информации.
Граждане имеют право:
- создавать общественные объединения, осуществляющие свою деятельность в области охраны окружающей среды, и общественные фонды охраны природы.
Компоненты природной среды как объекты права собственности
Статья 1 Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает понятие компонентов природной среды – земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Согласно ст. 13 Конституции Республики Беларусь недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.
Гражданским законодательством компоненты природной среды отнесены к ограниченно обороноспособным объектам, т.е. таким, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота (ч. 3 ст. 129 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Закон Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» относит к таковым земли, в том числе сельскохозяйственного назначения; природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; лесного фонда; водного фонда; под дорогами и иными транспортными коммуникациями; общего пользования; а также земельные участки:
– на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в собственности государства;
– на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
– на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых;
– которые в соответствии с генпланами населенных пунктов и землеустроительной документацией предусмотрены для целевого использования, исключающего их предоставление в частную собственность.
Согласно п. 1.6. ст. 7 названного закона и ст. 6 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. «О животном мире» объекты животного мира, обитающие в состоянии естественной свободы на территории Республики Беларусь, также находятся только в собственности государства.
Действие Закона «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» не распространяется на недра, воды, леса как объекты, составляющие в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исключительную собственность государства. Право собственности на данные компоненты природной среды установлено законодательством о недрах, водным и лесным законодательством. При этом закон не проводит разграничения между объектами исключительной государственной собственности и теми, которые находятся только в собственности государства.
Правовой режим национальных парков
Законодательство Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь от 20.10.1994 № 3335-XII «Об особо охраняемых природных территориях» и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих отношения в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования.
Национальный парк – особо охраняемая природная территория, объявленная в целях восстановления и (или) сохранения уникальных, эталонных и иных ценных природных комплексов и объектов, их использования в процессе природоохранной, научной, просветительской, туристической, рекреационной и оздоровительной деятельности.
Объявление, преобразование и прекращение функционирования национального парка осуществляются решением Президента Республики Беларусь по представлениям Минприроды или иного республиканского органа государственного управления. Для управления национальным парком создается юридическое лицо – государственное природоохранное учреждение.
Государственное природоохранное учреждение, осуществляющее управление национальным парком, создается, преобразуется и в случае прекращения функционирования национального парка ликвидируется государственным органом (иной государственной организацией), в управление которого (которой) передан национальный парк.
Основными задачами государственного природоохранного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, являются:
сохранение в естественном состоянии эталонных и уникальных природных комплексов и объектов, находящихся на территории национального парка, а также биологического и ландшафтного разнообразия;
сохранение и восстановление средообразующих, санитарно-гигиенических, оздоровительных, рекреационных и иных ценных качеств природных комплексов и объектов;
организация и осуществление природоохранных мероприятий в национальном парке, обеспечение соблюдения установленного режима охраны и использования национального парка;
организация и проведение научно-исследовательских работ;
организация комплексного мониторинга естественных экологических систем, расположенных на землях национального парка;
содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды;
участие в разработке и внедрении научно обоснованных методов охраны природы и рационального природопользования;
экологическое просвещение населения и пропаганда дела охраны окружающей среды;
Задача №1
1. Должностным лицом областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды на территории фермы СПК «Ладное», расположенной в водоохранной зоне озера Рябиновое, обнаружена несанкционированная свалка производственных отходов.
Какие нормы законодательства об охране окружающей среды нарушены и какие меры ответственности могут быть применены к виновным?
Решение:
Статья 17 Закона «Об обращении с отходами» устанавливает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны: обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;
КоАП в статье 15.63 регламентирует ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами
1.Невыполнение установленной законодательством об обращении с отходами обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.
Задача № 2
В результате аварии на заводе «Химагент», осуществляющего серийного производство красок, пигментов, лаков и растворителей, произошел выброс загрязняющего вещества второго класса опасности в атмосферный воздух. В информации предприятия о последствиях аварии, направленной уполномоченным государственным органам и представителям общественности объем выброса загрязняющего вещества был оценен как не вызывающий нарушения нормативов качества атмосферного воздуха.
Однако вследствие жалоб населения прилегающих жилых районов уполномоченными органами были проведены проверки и экспертизы. Установлено, что концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе значительно превышала предельно допустимый норматив. Данные проверок и экспертиз легли в основу доказательной базы причинно-следственной связи между загрязнением атмосферного воздуха посредством производственных выбросов и последующим возрастанием заболеваемости людей.
Какие нормы законодательства об охране окружающей среды нарушены? Какие меры должны быть применены к причинителю вреда и его должностным лицам
Решение:
Статья 3 Закона «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает основные принципы охраны атмосферного воздуха, среди которых выделяем следующие:
возмещение вреда, причиненного окружающей среде выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, жизни, здоровью и имуществу граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, посредством загрязнения атмосферного воздуха в результате хозяйственной и иной деятельности;
доступность экологической информации о состоянии атмосферного воздуха, воздействиях на него и мерах по его охране.
Уполномоченные государственные органы и представитель общественности нарушили данные принципы, предоставив искаженную информацию о последствия аварии.
Уголовное законодательство в статье 268 Уголовного Кодекса сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды устанавливает следующую ответственность:
Сокрытие либо умышленное искажение должностным лицом сведений об авариях с экологическими последствиями, о радиационном, химическом, бактериологическом или другом опасном для жизни и здоровья людей и живой природы загрязнении окружающей среды или о состоянии здоровья населения, подвергшегося вредному воздействию.
1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2019.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 21 апреля 2003 г. № 194-З (в редакции от 8 января 2018 г. № 95-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2019.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь 7 декабря 1998 г. № 218-З (в редакции от 9 января 2017 г. № 14-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2019.
4. Кодекс о земле от 23 июля 2008 г.№ 425-З» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2019.
5. Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды»// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2019
6. Закон Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. N 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства»// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2019.
7. Закон Республики Беларусь от 20.10.1994 № 3335-XII (ред. от 09.01.2018, с изм. от 30.12.2018) «Об особо охраняемых природных территориях»// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2019.
8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 № 205 «Государственная программа «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов на 2016 – 2020 годы»// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2019.
9. Приказ министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21 октября 2016 г. № 281-ОД// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2019.
10. Макарова, Т.И. Сервитут: эколого-правовое содержание института // Весн. Беларус. дзярж. ун-та. Сер. 3. Гiсторыя. Фiласофiя. Псiхалогiя. Палiталогiя. Сацыялогiя. Эканомiка. Права. - 2005. - № 3. - С. 108 - 112.
11. Хотько, О.А. Перспективы развития законодательства о публичном сервитуте в Республике Беларусь // Правотворчество и правоприменение в условиях инновационного развития общества: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 27 - 28 февр. 2014 г. - С. 131 - 136.
12. Макарова, Т.И. Эколого-правовой статус граждан Республики Беларусь / Т.И.Макарова. - Минск: БГУ, 2004. - 231 с.
13. Хотько, О.А. Земельный сервитут - право или ограничение (обременение) прав на земельные участки? / О.А.Хотько // Вклад молодых ученых в развитие правовой науки Республики Беларусь: материалы Междунар. науч. конф., Минск, 24 мая 2013 г. / НЦЗПИ; редкол.: В.И.Семенков (гл. ред.) [и др.]. - Минск, 2013. - С. 179 - 181.
14. Шахрай, И.С. Защита прав землепользователей / И.С.Шахрай // Конституция Республики Беларусь - Основной Закон белорусского государства и общества (к 20-летию принятия): материалы Междунар. науч.-практ. конф., 11 - 12 марта 2014 г. / редкол.: Г.А.Василевич (отв. ред.) [и др.]. - Минск: Право и экономика, 2014. - С. 341 - 342.