Вопрос. Ряд исследователей полагают, что финансово-правовые отношения регулируются методами, свойственными административному праву в контексте публичного характера данных отраслей права.
Задача
Вопрос. Ряд исследователей полагают, что финансово-правовые отношения регулируются методами, свойственными административному праву в контексте публичного характера данных отраслей права. Дайте оценку данному мнению. Изложите свою мотивированную точку зрения по данному вопросу.
Ответ: Я считаю, что финансово-правовые отношения регулируются самостоятельными методами ввиду их специфики. Для того, чтобы подтвердить, мою точку зрения, необходимо разобраться что же такое финансово-правовые отношения и что они из себя представляют.
Финансово-правовые отношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, возникающие между субъектами финансового права по поводу образования, распределения и использования денежных фондов государства.
Финансовые правоотношения, как и любые другие правоотношения, обладают определенными признаками. Финансовые правоотношения возникают, изменяются или прекращаются только на основании правовых норм; участники каждого конкретного правоотношения индивидуально определены; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; носят волевой характер; охраняются государством.
Финансовые правоотношения в то же время имеют свои особенности.
1. Финансовые правоотношения возникают в связи с тем, что соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельность государства, т. е. деятельность, регламентируемую нормами финансового права и направленную на образование, распределение и использование определенных фондов денежных средств. Указанный признак является определяющим для характеристики финансовых правоотношений и используется в качестве основного при разграничении финансового правоотношения от смежных правовых отношений.
Задача
Плановой налоговой проверкой, проведенной налоговым инспектором инспекции Министерства по налогам и сборам по Первомайскому району г. Минска в ПТЧУП «СМПТК-2», установлено:
1. Сокрытие объектов налогообложения за истекший год, что повлекло недоплату налога на прибыль в размере 300 руб.;
2. Налог на недвижимость в сумме 50 руб. был уплачен в бюджет на 15 дней позже положенного срока.
3. Плательщик не уведомил налоговый орган об изменении своего места нахождения.
Налоговый инспектор перед проведением проверки предъявил директору и главному бухгалтеру предписание на проведение проверки и общегражданский паспорт. После чего потребовал от директора, чтобы тот ознакомился с предписанием под роспись. Директор ПТЧУП отказался подписывать предписание.
В процессе проведения проверки директор ПТЧУП, недовольный деятельностью проверяющего, потребовал у последнего привлечения к проведению проверки специалиста. Налоговый инспектор отказал в этом требовании, мотивировав это тем, что он сам является специалистом в проверяемой области.
По результатам проверки был составлен акт, который был вручен директору и главному бухгалтеру ПТЧУП под роспись. Проверяющим также был составлен протокол об административном правонарушении, которое выразилось в отказе от подписания предписания на проведение проверки директором ПТЧУП.
Вопросы:
1. Какие нарушения при проведении проверки допущены налоговым инспектором?
2. Определите меры ответственности ПТЧУП «СМПТК-2» и его должностных лиц за выявленные правонарушения.
3. Возможно ли в данном случае вынесение постановления о приостановлении операций по счету налогоплательщика в банке?
4. Правомерно ли налоговым органом отказано в привлечении специалиста к проведению налоговой проверки?
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. - Мн., 1997.
2. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З.
3. Положение о порядке организации и проведения проверок: Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апр. 2003 г., № 194-З (в ред. Закона от 15.07.2010 г. № 166-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2019. – № 183. – 2/1718.