1. Происхождение и сущность политики
2. Сущность бюрократизма как социального явления
1. Происхождение и сущность политики
Политика как общественное явление возникла еще в античности, и за такой долгий срок успела претерпеть многие изменения. Политика представляет собой одно из наиболее сложных, а также явлений социальной реальности современного человека. Если обращаться к историческим рамкам, то можно отметить, что выделение политики в отдельную сферу общественной жизни произошло примерно 5 тыс. лет назад. Это произошло в результате изменений социальной структуры общества, а также взаимоотношений между людьми.
С течением времени начали возникать классовые, религиозные, этнические, межплеменные и другого рода конфликты, которые в определенный момент истории уже не могли быть решены только при помощи традиций, обычаев и нравственных норм, господствовавших в то время в обществе. Стало понятно, что для решения необходимы новые административно-правовые и политические регуляторы, а вместе с ними и новая организационная структура – государство. С появлением государства непосредственно связано и понятие политики. При этом под государством обычно понимают особую форму организации политической власти в обществе, которая осуществляется посредством управления социальными процессами на определенной территории с помощью специально организованного аппарата.
Понятие «политика», которое происходит от греческого politika – «государственные, общественные дела», представляет собой основную категорию политологии. Впервые в научный оборот это понятие было введено в IV в. до н.э. древнегреческим философом Аристотелем. В понимании современного научного дискурса политика представляется как сфера общественных отношений между социальными группами по поводу использования политической власти в целях реализации их общественно значимых интересов и потребностей.
На сегодняшний день существует большое количество толкований и определений термина «политика», что обусловлено многогранностью самого явления как такового, богатством содержания, разнообразием общественных функций и др. На сегодняшний день среди наиболее распространенных подходов к пониманию политики и ее определению исследователи выделяют следующие:
1. Политика как деятельность в сфере отношений между различными общностями людей (социальными, этическими, религиозными), которые реализуют свои коренные интересы и потребности (политические, экономические, духовные и пр.) с помощью институтов публичной власти.
2. Сущность бюрократизма как социального явления
Понятие «бюрократия» в прямом смысле означает господство канцелярии (от фр. bureau – бюро, канцелярия), власть аппарата управления. Само по себе данное понятие не имеет какого-то строгого негативного значения и смысла.
Исходя из буквального значения понятия «бюрократия», его нередко употребляют в качестве синонима административного управления. Кроме этого, термином «бюрократия» нередко обозначается рационально организованная система управления, в которой работают компетентные служащие на должном профессиональном уровне. Данное понимание бюрократии во многом связано с работами немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920), который оставил значительный след в теории управления. В широком и наиболее часто употребляемом применении, а также в политической лексике термин «бюрократия» и все производные от него преимущественно употребляются в ярко выраженном негативном смысле, как своеобразное «контруправление». В данном случае акцент смещается в сторону извращенных форм управления (раздутость и запутанность аппарата управления, «многописание», подмена законов подзаконными актами, волокита, консерватизм, протекционизм и т.д.). Поэтому необходимо четко дифференцировать само понимание термина «бюрократия», так как возникает возможность нивелирования различий самих принципов управления и отрицательных черт их проявления.
Классики марксизма пришли в свое время к выводу, что бюрократизм приобретает тем большие масштабы, чем авторитарнее политический режим, а степень его ограничения созависима степени демократичности. В условиях авторитарного режима государство сводится к «...выделенному из человеческого общества аппарату управления... особого разряда людей специалистов, чтобы управлять...». В этих условиях государственный аппарат наделяется определенной степенью самостоятельности по отношению к обществу, делегирующему этому аппарату властные полномочия. Такая самостоятельность питает почву для процветания бюрократии. У бюрократа, согласно К. Марксу, «государственная цель превращается в его личную цель, в погоню за чинами, в делание карьеры», в удовлетворение собственных материальных потребностей. Подобное безразличие к общественным делам находит выражение в государственном формализме, что подразумевает превращение политических целей в канцелярские задачи, и наоборот. В качестве социальной почвы государственного формализма чаще всего рассматриваются отношения собственности (частной и государственной), материальные интересы и разделение труда, порождающее корпоративные интересы.