Правовое регулирование стратегической экологической оценки
Литература
Правовое регулирование стратегической экологической оценки
Стратегическая экологическая оценка – определение при разработке проектов государственных, региональных и отраслевых стратегий, программ (далее – программы), градостроительных проектов возможных воздействий на окружающую среду (в том числе трансграничных) и изменений окружающей среды, которые могут наступить при реализации программ, градостроительных проектов с учетом внесения в них изменений и (или) дополнений.
Стратегическая экологическая оценка проводится заказчиками, проектными организациями, имеющими в своем штате специалистов, прошедших подготовку по проведению стратегической экологической оценки и соответствующих требованиям, установленным Советом Министров Республики Беларусь.
Результаты проведения стратегической экологической оценки отражаются в экологическом докладе по стратегической экологической оценке, составленном в соответствии с требованиями, установленными Советом Министров Республики Беларусь.
Экологический доклад по стратегической экологической оценке представляется на общественные обсуждения в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.
Стратегическая экологическая оценка организуется, финансируется заказчиком и проводится в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
СЭО помогает значительно снизить негативное влияние на окружающую среду планов / программ; обеспечивает принятие решений на макроэкономическом уровне с учетом общественного мнения; способствует расширению международного сотрудничества. Важно, что СЭО снижает вероятность возникновения конфликтов в процессе принятия решений по конкретным проектам по строительству предприятий, которые оказывают существенное влияние на окружающую среду и здоровье граждан [2, 3]. В качестве «слабой стороны» СЭО называют увеличение стоимости разработки планов / программ на 5-10%. Однако эти расходы можно считать незначительными по сравнению с теми расходами, которые могут возникнуть в связи с вредом для окружающей среды и здоровья граждан в результате реализации плана / программы [3].
1. Соглашение о финансировании // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. — № 238. — 3/2292.
2. О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду, Закон Республики Беларусь от 18 июля 2016 г., №399-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010.- № 263. — 5/32760.
3. Положение о порядке проведения общественной экологической экспертизы, 29 октября 2010г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010.- № 263. — 5/32760.
4. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте: Конвенция, 25 февр. 1991 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
5. Протокол по стратегической экологической оценке к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Киев. 2003г.//[Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа : http://www.unece.org/env/eia/about/sea_text_r.htm
6. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды : утверждена Указом Президента Республики Беларусь, 14 декабря 1999 г., № 726 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 1. 1/837 ; 2003. № 95. 3/866.