1. Изложите сущность классовой теории
2. Охарактеризуйте противоречия современного мира и политические средства их разрешения
Список использованных источников
1. Изложите сущность классовой теории
В широком значении (марксистский подход) под классом понимают большую социальную группу людей, обладающих либо не обладающих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и определяющуюся особым способом получения дохода.
На сегодняшний день популярна узкая трактовка класса, как любой социальная группа в обществе, которая имеет различия с другими в уровне дохода, образования, власти, престижа. Данные признаки позволяют выделить несколько классов, которые способны переходить друг в друга. Промышленная революция, индустриализация, урбанизация привели к сокращению крестьянства, духовенства, дворянства и увеличению численности буржуазии. В этом классе зародились группы предпринимателей, коммерсантов, банковских работников, что обусловило появление абсолютно новой страты — рабочего класса.
В социологии свое развитие получили множество теорий социальной структуры общества, одной из первых среди которых является марксистское социально-классовое учение, согласно которому система общества представляет собой взаимоотношения классов, общественных прослоек и социальных групп. Классы, центральное звено данной концепции, определяются как большие социальные группы, отличающиеся своей ролью во всех сферах жизнедеятельности, которые возникают и существуют на основе коренных социальных интересов.
В западной социологии марксистскому социально-классовому учению противостоит концепция социальной стратификации, представители которой считают, что понятие класса в современном постиндустриальном обществе потеряло свою актуальность, не может объективно отражать реальность. В настоящее время средствами производства управляют наемные работники, в то время как сами владельцы ресурсов в сфере управления могут не участвовать, таким образом, отношения собственности стали более сложными и неопределенными. В основу данной концепции закладывается универсальное и более широкое понятие страта, определяющееся как группы индивидов, которые сходны по своим характеристикам в социальном пространстве, которые противопоставляются другим социальным общностям по статусным признакам: имущественным, образовательным, властным и так далее. Основываясь на совокупности разнообразных социально значимых критериев, становится возможным выделять любые малые элементы в системе общества, например, элитные специалисты, профессиональные предприниматели, государственные чиновники, офисные служащие, квалифицированные рабочие.
2. Охарактеризуйте противоречия современного мира и политические средства их разрешения
Социальное противоречие - это взаимодействие противоположных общественно значимых отношений, обусловленных несовпадением интересов и целей разнообразных социальных общностей и слоев.
Социальная неоднородность социума, разница в уровне доходов, власти, престиже и т. д. зачастую способствуют возникновению социальных противоречий, которые выступают неотъемлемой частью общественного бытия. Все это способствует внимательному и детальному изучению ученых и мыслителей конфликтов.
Социальное противоречие – обязательное условие самодвижения и саморазвития общественной системы. Необходимо отметить, что социальные противоречия появляются лишь благодаря деятельности индивида, развиваются и разрешаются также в итоге его активности, т.к. общественная форма движения непрерывно воспроизводится в предметно-материальной деятельности граждан. Социальное противоречие всегда так или иначе демонстрирует некоторое общественное отношение, следовательно, затрагивает определенные субъекты, которые оказываются включенными (непосредственно или опосредованно) в систему данного противоречия. Субъектно-объектная ситуация, применительно к социальным противоречиям, возможна в различных вариантах: взаимные отношения субъектов в противоречии (по поводу экономических форм собственности, политической идеологии, межнациональных отношений и др.), сторонами которого они являются; отношение социального субъекта к предметно существующему противоречию как объекту его практической деятельности (заинтересованность в сохранении и развертывании одних противоречий при желании не допустить или ликвидировать иные); внутрисубъектные отношения противоречия, обусловленные либо расчлененностью субъекта на части, либо его объективно существующим социальным статусом; отношение человечества (субъекта) к природе (объекту), получившее свое отражение в поисках стабильного равновесия между внешним мирозданием и процессами общественного развития.
1. Горелов, А.А. Основы философии : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А. Горелов – 15-е изд., стер. – М : Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.
2. Денисова, О.Г. Современное понятие и способы разрешения социального конфликта / О.Г. Денисова // Вызовы современности и ответственность философа. / Материалы «Круглого стола», посвященного всемирному Дню философии; Кыргызско-Российский Славянский университет : под общ.ред. И.И. Ивановой. - Бишкек, 2003. - С. 103-106.
3. Радугин, А.А Социология: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп./ А.А. Радугин, К.А. Радугин. - М. : Центр, 1999. – 160 с.
4. Сорочайкин, А.Н. Теория стратификаии М. Вебера / А.Н. Сорочайкин // Основы управления, экономики и права. – 2014. - №3 (15). – С. 89-95.
5. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003.— 1312 с.
6. Трофимова, Е.А. От социального противоречия к социальному конфликту: онтологические и гносеологические аспекты / Е.А. Трофимова // Грамота. – 2011. - № 5 (11). – С. 201-205.
7. Философия: Учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Миронова. — М. : Норма, 2005. — 928 с.
8. Философия: учеб. пособие / Я.С. Яскевич [и др.]; под общ. ред. Я.С. Яскевича. – Минск : Выш. шк., 2012. – 474 с.