1. Определите роль общественных организаций и движений, их функции и роль в обществе
2. Охарактеризуйте философию Древнего Востока
Список используемых источников
1. Определите роль общественных организаций и движений, их функции и роль в обществе
Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественная организация - относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и координированных действий на основе определенных процедур и правил.
Отличия общественных движений от политических партий
• общественные движения в отличие от политических партий не придерживаются определенной идейно-политической ориентации; в каждом из них могут участвовать люди с самыми разными интересами
• непостоянство участников, добровольность участия на основе солидарности
• общественные движения, как правило, добиваются решения лишь одной, масштабной социально-политической проблемы, имеют перед собой одну цель, а не их комплекс, как партия.
• движения чаще всего стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти (речь идет о неполитических общественных движениях)
• все общественные движения имеют ядро - инициативные группы, различные советы, но при этом они отличаются от политических партий отсутствием формальной иерархии, систематической дисциплины. Движения развиваются на основе солидарности и самостоятельности их добровольных участников, имеющих общие цели. Отступление от солидарности ведет к распаду движений, а усиление иерархии, организованности и дисциплины - к трансформации их в политические партии
• отсутствие единой программы (устава)
• лидер политической партии обладает властью внутри партии, которая может сочетаться с его авторитетом; руководитель же общественного движения властью не обладает, его лидерство базируется на авторитете.
2. Охарактеризуйте философию Древнего Востока
Что такое философия Древнего Востока? Под этим понятием обычно рассматриваются философские школы Южной и Восточной Азии, прежде всего включающие в себя индийскую, китайскую, японскую и корейскую философию. Некоторые исследователи добавляют к их числу философские течения Персии. Вавилонская, мусульманская и иудейская философия может быть отнесена как к западной, так и восточной ветви. Разделение происходит не по чисто географическому принципу, но основывается на концептуальных отличиях, существующих между восточной и западной традициями.
Философия Древнего Востока и ее возникновение Примечательно, что появление философских систем в очагах древних цивилизаций происходит примерно в одно и то же время – 500 г. до н.э. Таким образом, зародившаяся в это время философия Индии и Китая может быть противопоставлена философии древних греков. Возникновение философского мышления, которое постепенно вытесняло мышление мифологическое, было закономерным процессом, которому способствовали развитие культуры, перемены в социально-экономических отношениях, мышлении и образе жизни людей. Уже в некоторых мифологических сказаниях мы встречаем зачатки естественнонаучного понимания явлений окружающего мира. Философия Востока обретала очертания, продиктованные многими особенностями, именно поэтому она существенно отличается от того, что говорили великие западные мыслители. Основными причинами своеобразия являлись традиционализм культуры, большая роль религии во всех сферах жизни, психологические особенности людей, климат и география. Так, научные виды познания в философии Индии на протяжении всей истории ее существования преимущественно переплетаются с религиозными.-
Особенности восточной философии Несмотря на уникальность различных течений, можно выделить общие черты, присущие работам древних восточных философов. По сравнению с западным, восточное мышление выступает как более интровертное (обращенное к внутреннему миру человека), чаще оперирует эмоциями и образами, нежели логикой, широко трактует понятие разума (не только как способность, но и как космическую силу), а также не выдвигает человека на первый план.
Даосизм
Основателем даосизма является Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.), имевший многочисленных учеников и последователей. Учение мудреца распространялось вначале устно, а в дальнейшем было изложено в книге «Дао дэ цзин», составленной, вероятно, в IV в. до н.э. В отличие от конфуцианства, легизма и моизма - по преимуществу этико-политических учений, которые в основном вопросе мировоззрения главное внимание уделяли не проблемам бытия, а человеку и человеческому обществу, - даосизм серьезно занимается вопросами объективной картины мира в абстрактно-философском категориальном аспекте - проблемами бытия, небытия, становления, единого, многого и т.п. Отсюда делались выводы относительно человека и общества.
Основная философская идея «Дао дэ цзина» состоит в том, что многообразный мир и жизнь людей не управляются ни «волей неба», ни духами, а движутся по определенному естественному пути - дао. Дао рассматривается как основа и закон всего сущего, оно недоступно восприятию наших органов чувств. «Смотрю на него и не вижу, - говорится в «Дао дэ цзине», - а поэтому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, а поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не достигаю, а поэтому называю его мельчайшим». Дао - это «глубинная основа всех вещей». Оно - внутренняя сущность материального мира, невидимое начало. «Великое дао растекается повсюду», оно бесконечно в пространстве и времени. Законам дао подчинены все вещи и существа. «Человек следует Земле, а Земля следует Небу. Небо следует дао, а дао следует естественности».
1. Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. Белгород, 2000.
2. Канаева Н.А. Индийская философия древности и средневековья; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : ИФРАН, 2008. - 255 с.
3. История восточной философии. Учебное пособие. М.: ИФ РАН, 1998.
4. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. Учебн. для Вузов. – М.: Высшая школа, 2001г. – 703с.
5. Шохин В.К. Первые философы Индии. Учебное пособие. - М., 1997.