1. Дайте понятие государственного регулирования цен и тарифов. Охарактеризуйте формы государственного регулирования цен и тарифов. Проанализируйте права субъектов хозяйствования в области ценообразования
2. Дайте понятие монополистической деятельности. Охарактеризуйте формы монополистической деятельности. Проанализируйте функции и полномочия антимонопольных органов
Задача
Список использованных источников
1. Дайте понятие государственного регулирования цен и тарифов. Охарактеризуйте формы государственного регулирования цен и тарифов. Проанализируйте права субъектов хозяйствования в области ценообразования.
Единую государственную политику в области ценообразования определяет Президент (ст. 9 Закона от 10.05.1999 № 255-З "О ценообразовании"; далее – Закон).
Государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), являются (ст. 10 Закона):
– Совет Министров;
– республиканский орган государственного управления по вопросам экономики, на который в соответствии с законодательством возложены функции регулирования цен (тарифов) (Минэкономики);
– иные государственные органы (организации).
Президентом определен Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые определяются Советом Министров Республики Беларусь и иными государственными органами (приложение 1 к Указу Президента РБ от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь"; далее – Указ № 72). При этом перечни социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируют Минэкономики и облисполкомы (Мингорисполком), поручено установить Совету Министров. Такие перечни утверждены постановлением Совета Министров РБ от 17.01.2014 № 35 (далее – постановление № 35).
2. Дайте понятие монополистической деятельности. Охарактеризуйте формы монополистической деятельности. Проанализируйте функции и полномочия антимонопольных органов.
В соответствии со ст. 1 Закона о противодействии монополистической деятельности монополистическая деятельность представляет собой противоречащие законодательству действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.
Виды монополистической деятельности субъектов хозяйствования:
1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке.
Согласно постановлению Министерства экономики от 17 октября 2002 г. № 229 «Об утверждении Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь» доминирующим положением на товарном рынке признается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Запрещается и признается в установленном порядке неправомерной деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, в том числе совместно с другими хозяйствующими субъектами, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей, посредством:
– создания препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;
ЗАДАЧА
3. Практическая ситуация: Осуществляющее хозяйственную деятельность общественное объединение заключило с акционерным обществом договор аренды помещения. Условиями договора была предусмотрена арендная плата в размере 10 евро за 1 кв. м. После расторжения договора по взаимному соглашению сторон у арендатора (общественного объединения) осталась задолженность по арендной плате в размере 860 руб. Поскольку общественное объединение добровольно исполнить обязательство отказалось, акционерное общество обратилось в экономический суд В судебном заседании представитель общественного объединения возражал против иска, ссылаясь на то, что по законодательству Республики Беларусь для общественных объединений установлен льготный тариф по арендной плате в размере 1 евро за 1 кв. м. Исходя из этого размера общественное объединение и платило арендную плату, поэтому и отказалось выплатить 860 руб., которые хочет взыскать истец. Решите спор.
Решение
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2013 г. N 327 «Об утверждении перечня общественных организаций (объединений) и их организационных структур, фондов, объединений юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциаций и союзов), в отношении которых при аренде недвижимого имущества к базовым ставкам применяется понижающий коэффициент 0,1, и признании утратившими силу некоторых постановлений совета министров Республики Беларусь» установлен перечень общественных объединений, к которым применяются льготы.
1. Вабищевич,С.С. Предпринимательское право : моногр. в 2 Т. / С.С. Вабищевич. – Минск : Молодежное, 2008 г. – Т. 1. – 498 с.
2. Вабищевич,С.С. Предпринимательское право : моногр. в 2 Т. / С.С. Вабищевич. – Минск : Молодежное, 2008 г. – Т. 2. – 498 с.
3. Вабищевич С.С., Маньковский И.А. Хозяйственное право.– 5-е изд, перераб. и доп. – Минск: Молодежное, 2011. – 304 с.
4. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовые основы предпринимательской деятельности) : учеб. / Жилинский. – М.: НОРМА, 2007. – 944 с.
5. Зенин, И.А. Предпринимательское право: учеб. / И.А. Жилинский. – М.: Высшее образование, 2008. – 629 с.
6. Кацубо, С.П. Хозяйственное право: курс лекций / С.П. Кацубо. – Минск : Дикта, 2009. – 272 с.
7. Круглова, Н.Ю. Хозяйственное право : учеб. пособие / Н.Ю. Круглова. – М.: КНОРУС, 2009. – 496 с.