1. Раскройте особенности философии. Определите круг ее проблем, место и роль философии в культуре
2. Классифицируйте статусы личности. Охарактеризуйте их особенности
Список использованных источников
1. Раскройте особенности философии. Определите круг ее проблем, место и роль философии в культуре.
Философия – феномен в культуре человеческого общества, особая область знания, которая своими истоками уходит в глубокую древность, середину 1 тысячелетия до н.э. в эпоху осевого времени по Ясперсу. Философия это знание которое, будучи фрагментом духовной культуры общества претендует на выявление глубинных принципов бытия человека и мира, и связей в этой системе человек-мир. В этом своем качестве она оформляется в середине первого тысячелетия до н.э. в противоборстве с такими формами освоения мира как мифология. Философия как и мифология – определенный тип мировоззрения.
Мировоззрение это совокупность взглядов на человека на мир и на место человека в этом мире. Мир для человека ценностно окрашен, эмоционально представлен. В этом специфика мировоззрения. Мировоззрение развивается вместе с эволюцией человеческого общества. Исторически первым типом мировоззрения выступает мифология, затем религия, затем философия, и затем можно назвать науку, но это достаточно спорное утверждение.
Наиболее разработанной и существенно важной с точки зрения развития философии классификацией является историческая типология мировоззрений. В ней выделяют следующие его типы: мифологическое, религиозное, философское.
Мифология – это исторически первый, возникший на ранних архаических этапах развития общества и культуры тип мировоззрения. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические объяснения природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением, что позволяло мыслить окружающие предметы как двойственные по своей природе: например, человеческие и божественные. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека [1, c. 39].
С развитием человеческого общества мифология как мировоззрение утрачивает свои позиции в культуре. Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения: религию и философию. Их многогранное и постоянное взаимодействие прослеживается на протяжении многих веков человеческой истории. Вместе с тем между религиозным и философским мировоззрением существуют важные и принципиальные различия.
Религиозное мировоззрение, главным признаком которого является вера в сверхъестественное. Ядром религиозного мировоззрения является религиозная вера, чувства, настроения, система религиозных ценностей и убеждений. Религиозное мировоззрение также предполагает соответствующее поведение, определенные культовые действия, которые основываются на вере в существование богов.
2. Классифицируйте статусы личности. Охарактеризуйте их особенности.
Социальный статус – определенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. В статусе фиксируется тот набор конкретных функций, который должен выполнять человек в социальной группе, обществе и тех условий, которые должны быть представлены ему для осуществления этих функций [5, c. 317].
Итак, понятие социальный статус характеризует место личности в социальной стратификации общества, в системе общественных взаимодействий, ее деятельности в различных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества. Социальный статус отражается как во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях и т. д.), так и во внешнем облике (одежде, манере поведения, жаргоне и иных знаках социальной принадлежности).
Значит, каждый человек имеет множество статусов. Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусов, Р. Мертон ввел в социологию понятие «статусный набор», которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного человека. В этой совокупности чаще всего выделяют ключевой, главный или интегральный статус, характерный для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие и отождествляют с этим статусом индивида. В общем, главным для жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет ценности и установки, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения личности.
В социологии принято различать два уровня статусной позиции человека: социально-групповой и личный.
Личным статусом называется положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т. д.) Социально-групповой статус зависит от положения той или иной социальной группы в социальной стратификации общества.
Существует определенная иерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги. Несовпадение статусов, т.е. противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии, возникает при двух обстоятельствах:1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую – в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса.
Несовпадение статусов проявляется в поведении носителя статуса и ожиданиях окружающих. Так, министр не имеет права заниматься коммерческой деятельностью. Обязанности члена незаконной группировки не совпадают с должностными обязанностями защитника закона.
В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам или благодаря собственным усилиям, различают два вида статусов: предписанный и достигнутый.
1. Анохина В.В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии. – Мн., 2006. – 231 с.
2. Библер В. С. Что есть философия? // Вопр. философии. – 1995. – № 1. С. 159-183.
3. Горбачев В. Г Основы философии. Курс лекций – М., 2002. – 336 с.
4. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21.
5. Общая социология : учебное пособие / под общ. ред. Н. И. Лапина. – М. : Высшая школа, 2009. – 783 с.
6. Токарева, Е.М. Социология: Конспект лекций / Е.М. Токарева. – М.: МИЭМП,2005. – 70 с.