1. Определите сущность понятия «социальный контроль». Раскройте особенности методов социального контроля
2. Охарактеризуйте проблему бытия в философии
Список использованных источников
1. Определите сущность понятия «социальный контроль». Раскройте особенности методов социального контроля
Социальный контроль – термин, введенный в широкий научный оборот французским социологом и криминологом Г. Тардом, который первоначально рассматривал его как средство возвращения преступника к общественной деятельности. В дальнейшем, расширив объем понятия, Г. Тард стал понимать его как один из факторов «социализации» личности. Социальный контроль стал трактоваться как целенаправленное влияние общества на поведение индивида в целях обеспечения «здорового» социального порядка.
Развернутую теорию социального контроля в социологии создал Р.А. Лапьер, рассматривавший социальный контроль как средство, обеспечивающее процесс усвоения индивидом культуры и передачу ее от поколения к поколению. При этом Лапьер выделил три универсальных механизма социального контроля, действующих в различных обществах: физические санкции (наказание индивида за нарушение групповых норм); экономические санкции («провокация», «запугивание», «штраф»); административные санкции.
Демократизация общественных отношений привела к постепенному изменению социально-философской трактовки этого понятия, обозначив его как «механизм саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования» [3, с. 661]. Такая трактовка подразумевает переход от понимания социального контроля в качестве целенаправленного управленческого воздействия социального института на общество, к пониманию его как реактивного механизма обеспечения гомеостатичности социальных отношений.
В начале века наметился новый подход к трактовке понятия «социальный контроль». В рамках данной трактовки социальный контроль определяется как «функция гражданского общества по проверке выполнения властными структурами их непосредственных обязанностей и обязательств» [4, с.298]. Этот подход к трактовке понятия «социальный контроль» завершил собой переход от рассмотрения органов политической или экономической власти в качестве субъектов социального управления к рассмотрению в качестве такового противостоящего социальным институтам общества. С точки зрения логики данный переход вполне аргументирован этимологическим наполнением самого понятия «контроль», которое обозначает проверку, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора.
2. Охарактеризуйте проблему бытия в философии
В основе понятия бытия лежит убежденность человека в том, что мир существует не только здесь и сейчас (этот факт неоспоримо доказывается человеческим опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет самую общую структуру понятия бытия. Бытие формирует представление о том что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в тоже время ограничивают нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспечивают существование человека.
Впервые понятие «бытие» как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540-470 гг. до н. э.). Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия нет. Все эти идеи содержатся в его утверждении: «следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет».
Значительное внимание проблеме бытия уделял Платон. Бытие отождествляется Платоном с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. «То бытие, – спрашивает Платон, – существование которого мы выясняем в наших вопросах и ответах, – что же оно, всегда неизменно и одинаково или в разное время иное? Может ли равное само по себе, прекрасное само по себе, все вообще существующее само по себе, т.е. бытие, претерпеть какую бы то ни было перемену? Или же любая из этих вещей, единообразная и существующая сама по себе, всегда неизменна и одинакова и никогда, ни при каких условиях ни малейшей перемены не принимает?» И отвечает: «Они должны быть неизменны и одинаковы...» [5, c. 117].
Существенный вклад в развитие учения о бытии вносит Аристотель. Основу всякого бытия, по Аристотелю, составляет первичная материя, которую однако трудно определить с помощью какой-либо категории, поскольку она в принципе не поддается идентификации. Вот одно из определений-объяснений первичной материи, которое дает Аристотель: «это – бытие, которое существует необходимо; и поскольку оно существует необходимо, тем самым (оно существует) хорошо, и в этом смысле является началом... существует некоторая сущность вечная, неподвижная и отделенная от чувственных вещей: и вместе с тем показано и то, что у этой сущности не может быть никакой величины, но она не имеет частей и неделима..., но с другой стороны, (показано) также, что это – бытие, не подверженное (внешнему) воздействию и не доступное изменению» [7, c. 96].
1. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. – М.: Аспект-Пресс, 1996.
2. Крапивенский С.Э. Общий курс философии. – Волгоград : Либрис (Изд-во Волгогр. ун-та), 2005.
3. Радионова С.А. Социальный контроль // Новейший философский словарь. – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998.
4. Симонов К.В. Контроль социальный // Новая философская энциклопедия. Т. 3. – М.: Мысль, 2001.
5. Спиркин А.Г. Философия. – М., Гардарики, 2002.
6. Хайдеггер М. Бытие и время. – М.: Академический проект, 2010.
7. Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Августина, Гуссерля и Хайдеггера. – СПб.: НЕВА, 2004.