В течение XV—XVI вв. на крестьян распространяется крепостная зависимость — такой порядок отношений между феодалом и крестьянином, когда последний был привязан к земельному наделу, который он не мог покинуть без воли своего хозяина. Крепостные лишались многих гражданских прав, а их дееспособность сильно ограничивалась.
Установление зависимости сопровождалось введением крепостного права. Происходило постепенное ограничение прав перехода крестьян. Судебник Казимира 1468 г. за незаконный вывод "людей" в случае поимки на месте преступления назначал преступнику смертную казнь. По Статуту ВКЛ 1588г. похожий крестьянин мог уйти от феодала по прошествии 10-ти лет только при условии уплаты "выхода" в размере 10 коп грошей и возврата "запоможенья" (помощи, взятой им на обживание). Считается, что это условие было практически невыполнимым, поэтому похожие крестьяне становились отчизными.
В Великом княжестве Литовском (ВКЛ) под воздействием развития феодальных отношений усложнялась социальная структура общества, т.е. помимо оформления основных классов - феодалов и феодально-зависимого населения - сложилась новая социальная общность - феодальное сословие - шляхта, духовенство, мещане; возникли новые социальные группы населения. Великий князь не принадлежал ни к одному из феодальных сословий, но его правовой статус был самым высоким: он обладал всей полнотой имущественных и личных прав, а также обладал большим объемом политических прав. Особенностью общественного строя Великого княжества Литовского являлось наличие различного статуса православных и католических феодалов, православного и католического духовенства, что создавало дополнительную социальную напряженность в обществе, и тем самым формирование права в ВКЛ.
Вопрос 2. Проанализируйте деятельность высших органов государственной власти и управления БССР в годы ВОВ.
Начало Великой Отечественной войны поставил перед высшими органами государственной власти и управления БССР новые сложные задачи, в первую очередь руководства процессом сопротивления фашистским захватчикам и эвакуацией материальных средств и населения в советский тыл.
22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издает Указ «О военном положении», в соответствии с которым все функции органов государственной власти в деле защиты и государственной безопасности возлагались на военные советы фронтов, армий, военных округов, в случае отсутствия последних – на высшее командование, на территории которая была объявлена находящейся на военном положении.
Полномочия военных органов власти согласно Указу Президиума Верховного Совета БССР от 22 июня 1941 г.:
1. привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонительных работ и участия в борьбе с пожарами;
2. вводить военно-квартирную повинность;
3. забирать транспортные средства;
4. регулировать время работы учреждений, предприятий, театров, кино и т.д., запрещать появления на улицах после определенного времени, проводить обыски, задерживать подозрительный личностей;
5. регулировать торговлю;
6. запрещать выезд и въезд в местности, которые были объявлены на военном положении;
7. в местностях, которые находились на военном положении, все дела о криминальных преступлениях, направленных против защиты, общественного порядка и государственной безопасности, передавались на рассмотрению военного трибунала.
С целью концентрации всей полноты власти в одном учреждении Президиум Верховного Совета СССР, Центральный Комитет ВКП(б) и СНК от 30 июня 1941 г. создали Государственный комитет обороны.
Задание: интерпретируйте государственно-правовое значение принятия Статутов ВКЛ.
Статут — верховный закон Великого княжества Литовского, составлявший его правовую основу. Составлен на старобелорусском языке.
Статут издавался три раза: в 1529, 1566 и 1588 годах. В его подготовке и издании основную роль сыграли Евстафий Волович и Лев Сапега.
Статут 300 лет действовал на землях ВКЛ в качестве основного сборника гражданских законов, до полной его отмены российскими властями после событий 1830 года.
По образцу Статута позднее были написаны своды законов многих стран Центральной и Восточной Европы.
В условиях федеративной Речи Посполитой это был кодекс самостоятельных, отличных от Польской Короны законов — мощный аргумент за сохранение национальной самоидентификации и против создания унитарного государства. Самостоятельность ВКЛ удалось сохранить вплоть до рокового 1794 года.
Интересно сравнить первые главы основных законов — Московии (Соборное уложение действовало в 1649-1832) и ВКЛ (Статут действовал в 1529-1840).
Статут 1588 утвержден на Варшавском элекционном Сейме 1587 года и окончательно утвержден на коронационном Сейме 1588 г.
На Коронационном Сейме 1588 года ВКЛ было представлено 27 Сенаторскими местами (каждое Сенаторское место – это закрепленная за этим местом высокая должность ВКЛ):
- 2 Епископа (Виленский и Жемайтский)
- 9 воевод (Виленский, Трокский, Смоленский, Полоцкий, Новогрудский, Витебский, Берестейский, Мстиславский и Минский),
- Староста Жемайтский,
- 10 каштелянов (9 Воеводств и 10-й Жемайтский)
- 5 высших должностных лиц (Маршалок земский, Канцлер, Подканцлер, Подскарбий земский и Маршалок дворный).