Вопрос 1. Охарактеризуйте значение контроля в сфере государственного управления
Вопрос 2. Проанализируйте организационно-правовую систему и правовой статус органов управления строительством и ЖКХ
Задача
Список используемых источников
Вопрос 1. Охарактеризуйте значение контроля в сфере государственного управления.
Среди способов укрепления законности и дисциплины в государственном управлении важное место принадлежит контролю.
В юридической литературе контроль рассматривается как необходимая функция управления обществом наряду с организацией, регулированием, координацией и другими, как важнейшее условие эффективности организации управления и одного из средств обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, как фактор всякого рационального, а тем более научного управления и т.п.
Высокая требовательность, систематический и действенный контроль и проверка исполнения являются эффективным средством укрепления дисциплины и законности, воспитания у работников исполнительной власти чувства ответственности.
Государственный контроль - категория историческая. Его возникновение связано с общественным процессом труда, сама природа которого обусловливает необходимость управления, устанавливающего согласованность между индивидуальными работниками и выполняющего общие функции, возникающие из движения всего производственного механизма в отличие от движения его самостоятельных органов.
Функциональная структура управления вызывает необходимость выявления и самостоятельного изучения содержания и нагрузки каждого из элементов, входящих в эту структуру, в том числе и контроля.
Таким образом, контроль выступает в качестве одной из наиболее общих и обязательных функций, присущих управлению, составной частью управления и в широком смысле представляет собой общую функцию организующей деятельности государства. Он так же, как и другие функции управления, определяется природой и назначением всего управления.
Вопрос 2. Проанализируйте организационно-правовую систему и правовой статус органов управления строительством и ЖКХ.
Межотраслевая сфера государственного управления - это комплекс организационных отношений, связанных с осуществлением межотраслевых функций специального характера (например: прогнозирование, планирование, ценообразование, кредитование и т.д.)
Основное назначение данной сферы государственного управления - это обеспечение межотраслевого управления (межотраслевой координации), т.е. установление правильного, целесообразного общегосударственного соотношения. Развития отраслей или отдельных показателей в них.
Среди субъектов межотраслевого управления в решении межотраслевых проблем главная роль принадлежит органам общей компетенции — Совету Министров Республики Беларусь, исполкомам местных советов депутатов. Они объединяют и направляют комплексное социально-экономическое развитие на соответствующей территории.
Субъектами межотраслевого управления в узком смысле являются органы, не имеющие отраслевого профиля деятельности и специализирующиеся на выполнении межотраслевых функций.
Органы, выполняющие специализированные межотраслевые функции, создаются в форме министерств, государственных комитетов и иных центральных ведомств. Они осуществляют полномочия, главным образом, в отношении организационно не подчиненных им органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций.
Сущность межотраслевого управления составляют: определение основных направлений экономической и социальной политики государства, разработка целевых, комплексных и иных общегосударственных программ развития отраслей управления; обеспечение организационного единства функционирования отраслевых систем управления; реализация программ и задач, выходящих за пределы той или иной отрасли государственного управления, а также решение вопросов, имеющих смежное или общегосударственное значение.
Задача.
Какие органы или должностные лица обязаны рассматривать дела о следующих административных правонарушениях:
А) мелкое хулиганство – ОВД (органы внутренних дел РБ)
Б) нарушение правил охоты и рыболовства (государственная инспекция охраны животного и растительного мира РБ)
В) нарушение ПДД (государственная автомобильная инспекция)
Г) нарушение санитарных правил (санитарно-эпидемиологическая служба)
Какое значение имеет подведомственность дел об административных правонарушениях?
Ответ:
Подведомственность, устанавливаемая ПИКоАП, представляет собой распределение (закрепление) всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции, которые уполномочены рассматривать дела, отнесенные законом к их компетенции, и налагать в отношении физических и юридических лиц административные взыскания.
Правильное решение вопросов подведомственности – необходимое условие квалифицированного, оперативного разрешения дел. Иными словами, подведомственность – это определение объектов, на которые распространяется власть субъектов – носителей властных полномочий.
Подведомственность неразрывно связана с компетенцией и является ее составной частью. В то же время подведомственность – это определенная, регулируемая правом связь двух сторон: той, которая ведает, решает, и той, которая подведомственна. Ведать делами – значит решать вопросы в отношении определенных граждан, коллективных субъектов права.
В административно-деликтном процессе нужно учитывать три уровня подведомственности:
1. Видовая подведомственность. Закрепляется юридическими нормами, в которых сказано, какой вид государственных органов занимается такими делами (гл. 3 ПИКоАП). Такая подведомственность закрепляется чаще всего однозначно (например, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 17.3 КоАП «Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения», рассматривают только ОВД, дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 17.1 КоАП «Мелкое хулиганство», 10.5 КоАП «Мелкое хищение» – только суд), иногда альтернативно (например, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.24 КоАП «Нарушение законодательства о книге замечаний и предложений», могут рассматриваться административной комиссией, ОВД, органами Комитета государственного контроля, налоговыми органами). А при наложении административного взыскания в порядке, предусмотренном ч. 31 ст. 10.3 ПИКоАП, административный процесс ведется по месту нахождения органа, ведущего административный процесс.