1. Охарактеризуйте состав административного проступка
2. Охарактеризуйте учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий
3. После принятия законопроекта Палатой представителей и одобрения его Советом Республики закон был направлен на подпись Президенту Республики Беларусь. Президент не согласился с текстом закона и возвратил его со своими возражениями в Палату представителей. Каков дальнейший порядок принятия данного закона?
4. Малинина приобрела в универмаге летние туфли. Через 15 дней после покупки отклеилась подошва. Малинина обратилась в универмаг с просьбой о замене туфель, но администрация магазина ей в просьбе отказала, так как считает, что подошва отклеилась по вине Малининой.
Каким образом Малинина может защитить свои права? Какой орган рассматривает такие споры?
Список использованных источников
1. Охарактеризуйте состав административного проступка.
Как явление реальной действительности нарушение обладает огромным числом признаков. Среди них следует различать имеющие и не имеющие юридического значения. Первая группа, в свою очередь, делится на входящие в состав (конструктивные) и не входящие в состав (обстоятельства смягчающие, отягчающие, исключающие ответственность, совершение проступка военнослужащим, несовершеннолетним и др.).
Проступок — факт реальной действительности. Состав проступка — логическая конструкция, правовое понятие о нем, отражающее существенные свойства реальных явлений, т. е. определенных антиобщественных действий. Законодатель не создает признаков проступков, а лишь отбирает из них существенные, отличительные и конструирует составы. Логическая конструкция закрепляется в праве и становится обязательной. Перечень закрепленных в ней признаков — необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как административного проступка. Реальное деяние только тогда считается проступком, когда оно содержит все названные признаки, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом [11].
Административный проступок — это противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на социальные блага, охраняемые административным законодательством. Из приведенного определения представляется возможным выделить следующие признаки административного проступка:
1) противоправность;
2) антиобщественный характер;
3) виновность;
4) наказуемость.
Административный проступок может быть совершен в форме действия (например, распитие спиртных напитков в общественном месте) либо бездействия (невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей) [10].
Отличительной особенностью административного правонарушения выступает то, что его субъектом может быть как физическое, так и в ряде случаев юридическое лицо, а субъект преступления — только физическое лицо.
Состав административного проступка – это совокупность установленных законом объективных и субъективных элементов, характеризующих деяние как административное правонарушение.
2. Охарактеризуйте учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В Республике Беларусь учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентирован Жилищным кодексом Республики Беларусь от 22 марта 1999 г. № 248-З (далее — ЖК Республики Беларусь), Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений», утвердивший «Положение об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда», Гражданским Кодексом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З и др.
В частности в третьей главе ЖК Республики Беларусь предусмотрен порядок постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Так согласно ст. 42 ЖК Республики Беларусь граждане имеют право самостоятельно состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента приобретения полной дееспособности [2].
В Республике Беларусь способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 20 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З) [1].
Для постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, необходимо наличие определенных оснований (ст. 43 ЖК Республики Беларусь). Так нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
- имеющие обеспеченность общей площадью жилого помещения, в котором они проживают, на одного члена семьи менее минимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования;
- проживающие в жилом помещении, не отвечающем установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;
- проживающие в квартире, заселенной несколькими нанимателями;
- проживающие в неизолированных жилых комнатах или одной комнате при отсутствии родственных отношений;
- проживающие в однокомнатной квартире или одной комнате с другим гражданином независимо от его пола, кроме супругов;
- впервые вступившие в брак и не имеющие отдельной квартиры;
- родившие (усыновившие) и воспитывающие детей без вступления в брак, не имеющие отдельной квартиры;
- проживающие в общежитиях, за исключением граждан, поселившихся в связи с обучением;
- проживающие по договору поднайма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда или по договору найма жилого помещения в домах частного жилищного фонда;
- проживающие в служебных жилых помещениях;
- проживающие в одной комнате (квартире) с гражданином, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, если совместное проживание с ним в одной комнате (квартире) признано невозможным по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь;
- по иным основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь [2].
3. После принятия законопроекта Палатой представителей и одобрения его Советом Республики закон был направлен на подпись Президенту Республики Беларусь. Президент не согласился с текстом закона и возвратил его со своими возражениями в Палату представителей. Каков дальнейший порядок принятия данного закона?
Согласно Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г. № 361-З, в случае не подписания Президентом закона, он должен в течение четырнадцати дней с момента представления ему закона, возвратить его в Палату представителей со своими возражениями, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней и принять решение квалифицированным большинством голосов от своего полного состава. Затем повторно рассмотренный закон в течение пяти дней направляется Совету Республики, который должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней. Закон считается принятым, если он одобрен квалифицированным большинством голосов от полного состава Совета Республики (43 члена Совета Республики). Затем закон направляется вторично на подпись Президенту, который должен рассмотреть его в десятидневный срок.
4. Малинина приобрела в универмаге летние туфли. Через 15 дней после покупки отклеилась подошва. Малинина обратилась в универмаг с просьбой о замене туфель, но администрация магазина ей в просьбе отказала, так как считает, что подошва отклеилась по вине Малининой. Каким образом Малинина может защитить свои права? Какой орган рассматривает такие споры?
Согласно Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителя» от 9 января 2002 г. № 90-З, Малинина имеет право на государственную и общественную защиту своих интересов.
Защита прав потребителей в Республике Беларусь осуществляется в досудебном и судебном порядке.
В досудебном порядке потребитель может самостоятельно защищать свои права путем предъявления претензии в магазин или обратиться для защиты своих прав с обращением в государственные органы либо общественные объединения.
Следует отметить, что ст. 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителя», Малинина, ввиду продажи ей товара ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать у продавца:
- замены товара;
- уменьшения его стоимости;
- устранения его недостатков;
- возмещения расходов по такому устранению;
- возврата денег за товар;
- возмещения убытков [6].
Однако в рассматриваемом случае администрация универмага отказала в удовлетворении законных требований Малининой о замене туфель.
Государственную защиту прав потребителя и контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные государственные органы.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в местных исполнительных и распорядительных органах осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях [5].
В структуре каждого облисполкома, Минского горисполкома, каждого местного исполнительного и распорядительного органа имеются уполномоченные по защите прав потребителей, которые в целях защиты прав потребителей обязаны:
- рассматривать заявления, обращения и жалобы потребителей в соответствии с законодательством;
- организовывать разъяснение законодательства и оказывать юридическую помощь населению по вопросам защиты прав потребителя;
- обращаться в суд с иском о защите прав потребителя;
- осуществлять иные функции по защите прав потребителей, предусмотренные законодательством.
1. Гражданский Кодекс Республики Беларусь: прин. Палатой представителей 28 октября 1998 г. ; одобр. Советом Республики 19 ноября 1998 г. ; от 7 декабря 1998 г. № 218-З // [Электронный ресурс] — режим доступа : http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk9800218
2. Жилищный кодекс Республики Беларусь: прин. Палатой представителей 31 мая 2012 г. ; одобр. Советом Республики 22 июня 2012; от 22 марта 1999 г. № 248-З // [Электронный ресурс] — режим доступа : http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=HK1200428
3. Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. // [Электронный ресурс] — режим доступа : http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/
4. Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь : закон Респ. Беларусь : прин. Палатой представителей 19 декабря 2011 г. ; одобр. Советом Республики 20 декабря 2011 г. ; от 30 декабря 2011 г. № 334-З // [Электронный ресурс] — режим доступа : http://xn----ctbcgfviccvibf9bq8k.xn--90ais/
5. О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц : Указ Презид. Респ. Беларусь; от 15 октября 2007 г. № 498 // [Электронный ресурс] — режим доступа : http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=p30700498
6. О защите прав потребителя : Закон Респ. Беларусь: прин. Палатой представителей 5 декабря 2001 г. ; одобр. Советом Республики 20 декабря 2001 г. ; от 9 января 2002 г. № 90-З // [Электронный ресурс] — режим доступа : http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10200090
7. О нормативных правовых актах Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь: прин. Палатой представителей 14 декабря 1999 ; одобр. Советом Республики 22 декабря 1999 г. ; от 10 января 2000 г. № 361-З // [Электронный ресурс] — режим доступа : http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10000361
8. Перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан : Указ Презид. Респ. Беларусь «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» от 26.04.2010 № 200 (ред. от 16.04.2012) № 200 // [Электронный ресурс] — режим доступа : http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=P31000200
9. Положение об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда: Указ Презид. Респ. Беларусь «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» от 16 декабря 2013 г. № 563, // [Электронный ресурс] — режим доступа : https://mshp.gov.by/documents/sobstvennost/imushestvo/cdc7659cce9e4fab.html
10. Состав административного проступка [Электронный ресурс] — режим доступа : https://studopedia.su/1_42330_sostav-administrativnogo-prostupka.html
11. Состав административного проступка [Электронный ресурс] — режим доступа : https://studopedia.ru/2_106018_sostav-administrativnogo-prostupka.html
12. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий [Электронный ресурс] — режим доступа : http://www.yurist.by/glava-3-uchet-grazhdan-nuzhdayushchikhsya-v-uluchshenii-zhilishchnykh-uslovii