1. Охарактеризуйте значение законности в сфере государственного управления
2. Проанализируйте порядок прохождения государственной службы
Задача
Список использованных источников
1. Охарактеризуйте значение законности в сфере государственного управления
Понятие «законность» постоянно и широко употребляется в научной, учебной и справочной юридической литературе, в практической деятельности всех органов государственной власти, особенно правоохранительных органов, всех общественных формирований, политических партий, предприятий, учреждений и организаций, их трудовых коллективов. Несмотря на огромную значимость законности, ее сущность в литературе раскрывается по-разному. Некоторые авторы относят законность только к функционированию правоохранительных органов, реагирующих на правонарушения. Другие ограничивают законность лишь соблюдением, реализацией норм законов, исключая иные многочисленные нормы права (подзаконные акты) [1].
Большинство юристов в настоящее время признают сложный характер законности. Разносторонний и многоплановый подход к определению законности находит поддержку у многих исследователей.
Так, В.С. Афанасьев и Н.Л. Гранат пишут, что законность – это принцип, метод и режим реализации норм права, содержащихся в законах и подзаконных актах, всеми участниками общественных отношений.
Другое определение законности сформулировал Н.В. Витрук: «Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве».
Исследуя вопросы законности, В.И. Шинд раскрывает данное понятие как «определенное состояние безопасности, стабильности, «общественного здоровья» государства».
Наибольшее отражение в науке, в большинстве определений законности, получил тот момент, что законность неотделима от общеобязательности права. Главное здесь – требование неукоснительного претворения в жизнь законов и базирующихся на них нормативных правовых актов. Иными словами, законность в подобном понимании требует соответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм, т.е. обеспечения правомерного поведения всех их участников [2, с.335].
2. Проанализируйте порядок прохождения государственной службы
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов [5, ст.2].
Согласно Основному Закону Республики Беларусь, граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах [4, ст.39].
Прохождение государственной службы начинается с этапа принесения присяги. Однако, вступление в государственную должность, осуществление полномочий могут быть обусловлены принесением присяги не для всех, а для отдельных категорий государственных служащих. Такие государственные должности, требующие принесения присяги, а также текст соответствующей присяги определяются законодательными актами Республики Беларусь.
Прохождение государственной службы в Республике Беларусь предполагает осуществление подготовки, а иногда переподготовки, повышения квалификации, стажировки и непрерывного, как и в любой деятельности, самообразования.
Положительные результаты подготовки, переподготовки, повышения квалификации, стажировки и самообразования служат одним из оснований и поводов для продвижения государственных служащих по карьерной лестнице [5, ст.ст.34, 35].
В целях объективной оценки практической деятельности, определения уровня профессиональной подготовки, правовой культуры, служебной перспективы проводится аттестация государственных служащих.
Задача
Сторож автомобильной стоянки Иванов П. А. находясь на ночном дежурстве, предотвратил похищение автомобиля, причинив телесные повреждения правонарушителю.
Определите, может ли Иванов П. А. быть привлечен к административной ответственности. Охарактеризуете наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих административную ответственность.
Решение
Согласно административному законодательству, обстоятельствам, исключающими признание деяния административным правонарушением являются:
1) необходимая оборона – выражается в том, что каждое физическое лицо имеет право на защиту от противоправного посягательства. Это право принадлежит ему независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим физическим лицам или уполномоченным государственным органам.
Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда;
2) причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение. Не является административным правонарушением причинение вреда физическому лицу, совершившему преступление или административное правонарушение, при его задержании для передачи уполномоченным государственным органам и пресечения возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда оно пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным;
1. Головко, А.А. Законность – универсальное явление в жизни человека / А.А. Головко // Право и демократия: Сб. науч. тр. Вып. 11. / Отв. ред. В. Н. Бибило. – Мн.: БГУ, 2001. – 308 с.
2. Долгопят А.О. Понятие и содержание принципа законности / А.О. Долгопят // Бизнес в законе. – 2009. – № 1. – С.335-337.
3. Пугачева, Т.И. Принцип законности в сфере государственного управления / Т.И. Пугачева // Конституционные права и свободы: проблемы интерпретациии реализации в национальных правовых системах: сб. ст. междунар.науч.-практ. конф., Новополоцк, 28-29 окт. 2016 г.: в 3 т. / Министерство образования Р. Беларусь; Полоцкий государственный университет, Регион. учеб.-науч.-практ. Юрид. центр; редкол.: И. В. Вегера (отв. ред.) [и др.]. – Новополоцк: ПГУ, 2016. – Т. 2. – С. 157-159.
4. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
5. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З: в ред. от 15 июля 2015 г. // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 23.07.2015, 2/2303.
6. Положение о проведении аттестации государственных служащих: Утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 06 ноября 2003 г., № 489: в ред. Указа от 29 ноября 2013 г. // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 30.11.2013, 1/14649.
7. О присвоении классов государственных служащих: Указ Президента Респ. Беларусь, 22 февраля 2012 г., № 94 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 2012 г., № 25, 1/13337.
8. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З в ред. от 9 января 2019 г. № 171-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 18.01.2019, 2/2609.