1 ПОНЯТИЕ «ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ». ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. ПОНЯТИЕ «МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ». КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
2 АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВОЙ ФОРМЕ, ПО ХАРАКТЕРУ КОМПЕТЕНЦИИ, ПОДЧИНЕННОСТИ, СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ПОНЯТИЕ «ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ». ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. ПОНЯТИЕ «МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ». КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Задачи и функции государственного управления реализуются в конкретных действиях органов государственного управления и должностных лиц, осуществляемых в определенных формах и соответствующими методами.
Что же следует понимать под формами государственного управления? Внешнее практическое выражение управленческой деятельности (то есть функций) в конкретных действиях, совершаемых органом государственного управления (должностным лицом) в пределах компетенции и вызывающее определенные последствия получило наименование форм этой деятельности.
Формы управленческой деятельности многообразны. Это разнообразие, однако, вовсе не свидетельствует о том, что каждый орган государственного управления полностью самостоятелен в выборе способа своих действий. Как правило, формы деятельности регламентируются административно-правовыми нормами (например, в положениях об отдельных органах государственного управления, должностных инструкциях).
Вместе с тем, общая регламентация форм управленческой деятельности не создает препятствий для свободного выбора самим органом управления той из установленных форм, которая в данной ситуации представляется наиболее целесообразной и эффективной. При этом выбор конкретных форм управленческой деятельности подчинен определенным закономерностям. Так, форма должна соответствовать характеру данной функции управления, содержанию и характеру разрешаемых управленческих вопросов, особенностям конкретного объекта управления, наконец, целям данного воздействия (надобность в прямых юридических последствиях или их отсутствие и т.п.).
В науке административного права наиболее распространена классификация форм управленческой деятельности по следующим группам: издание правовых актов - нормативных и индивидуальных (принятие решений); совершение иных юридически значимых действий; проведение непосредственно организационных мероприятий; осуществление материально-технических операций.
Фактически здесь речь идет о различии управленческой деятельности по ее конечному результату, или, иными словами, ее правовым последствиям. В издании правовых актов в наибольшей степени проявляется государственно-властный характер управления. Осуществляя эту форму управления на основе и во исполнение закона, органы управления практически реализуют свою компетенцию. Поэтому эта форма управленческой деятельности наиболее значима, является правовой, т.е. влечет юридические последствия. Через данную форму реализуются правоприменительные, правоустановительные и правоохранительные функции исполнительной власти.
2 АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВОЙ ФОРМЕ, ПО ХАРАКТЕРУ КОМПЕТЕНЦИИ, ПОДЧИНЕННОСТИ, СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Республиканские органы государственного управления создаются с целью осуществления многообразных управленческих задач и функций.
Общие цели республиканских органов, подчиненных Совету Министров:
- проведение государственной политики;
- управление в соответствующей отрасли или сфере деятельности;
- координация деятельности по вопросам в этой отрасли или сфере деятельности других республиканских органов государственного управления.
Определение цели – это обозначение в общем виде того, чем должен заниматься республиканский орган и чему должны быть подчинены его устремления. Конкретизация цели сопровождается формулированием задач данного органа. В них более точно очерчиваются вопросы, на разрешение которых должна быть направлена деятельность органа.
В ч. 5 ст. 12 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь» записано, что «республиканские органы государственного управления, подчинённые Совету Министров Республики Беларусь, несут ответственность перед Советом Министров Республики Беларусь за выполнение возложенных на них задач, организацию работы подчиненных им организаций».
В Законе «О Совете Министров Республики Беларусь» как нормативном правовом акте, устанавливающем правовой статус республиканских органов государственного управления, не оговариваются их общие задачи. Последние получают закрепление в правовых актах, регламентирующих статус конкретного республиканского органа.
Задачи рассматриваемых органов можно разделить на две группы: общие и специальные. В свою очередь общие задачи делятся:
- на задачи, связанные с обеспечением нормального функционирования своей системы (отрасли) и ее развития;
- на задачи по координации деятельности других органов и организаций;
- на задачи по руководству подчиненными организациями;
- на задачи социальной защиты своих работников.
Специальные задачи обусловливаются особенностями отрасли, сферы деятельности органа.
Республиканские органы имеют общие и отличительные признаки. Общим для всех является то, что они – органы государственного управления:
- республиканского масштаба деятельности;
- образуются в одинаковом порядке;
- единоначальные;
- являются третьим звеном в системе органов государственного управления, т. е. находятся ниже Президента и Совета Министров.
1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 с изм. и доп., принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г.: с изм. и доп.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2019.
3. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-3: с изм. и доп.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2019.
4. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 г.: с изм. и доп.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2019.
5. Забелов, С.М. Административное право: курс лекций / С.М. Забелов. - Минск: Акад. Упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2009. - 222 с.
6. Крамник, А.Н. Административное право и государственное управление в Республике Беларусь / А.Н. Крамник. - Минск: Амалфея, 2001. - 222 с.
7. Крамник, А. Н. Административное право: учебник для студентов учреждений высшего образования по специальностям "Государственное управление и право", "Правоведение", "Экономическое право", "Политология", "Таможенное дело": в 2 ч. : Ч. 1: Управленческое право / А. Н. Крамник, О. И. Чуприс. - Минск: Издательский центр Белорусского государственного университета, 2013. - 566 с.
8. Мах И. И. Административное право Республики Беларусь / И. И. Мах - Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006. - 543 с.
9. Сухаркова, А. И. Административное право Республики Беларусь / А. И. Сухаркова, А. А. Постникова; Молодеж. науч. о-во. - Мн.: Молодеж. науч. о-во, 2001. – 169 с.
10. Тагунов, Д.Е. Административное право и процесс: курс лекций / Д.Е. Тагунов, П.С. Забелов. - Минск: ТетраСистемс, 2008. - 228 с.