1. Теоретический вопрос. Надзор прокуратуры за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении
2. Практическое задание
Список использованных источников
1. Теоретический вопрос. Надзор прокуратуры за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении.
В соответствии с Основным законом Республики Беларусь, надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.
Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах [1, ст.125].
Прокуратура осуществляет в рамках своей деятельности надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении.
Предметом надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении являются соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по уголовным, гражданским делам, делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, по делам об административных правонарушениях, а также соответствие законодательству правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных исполнительных документов.
При осуществлении надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении прокурор имеет полномочия, предусмотренные процессуальным законодательством [2, гл.7].
Основным актом прокурорского реагирования в этой отрасли является протест прокурора против нарушения закона, допущенного при рассмотрении дела судом и вынесшим в силу этого незаконный и необоснованный приговор, решение, определение и постановление. Различают частный, апелляционный, кассационный и надзорный протесты прокурора.
2. Практическое задание
В ходе проверки соблюдения законности в исправительной колонии, прокурором был выявлен факт нарушения сотрудниками колонии условий применения специальных средств. Сопровождая осужденного Сидорова в медицинскую часть, конвоиры Зубов и Петров нанесли ему несколько ударов резиновыми дубинками по голове. Какова должна быть реакция прокурора? Составьте соответствующий акт.
Ответ
Законодательством предусмотрены следующие акты реагирования прокурора:
1) протест – акт прокурора, в котором он требует от органа или должностного лица привести акты, принятые ими в соответствие с законом или отменить их, а равно прекратить незаконное действие должностного лица и восстановить нарушенные права. Принесение протеста приостанавливает действие противоречащего закону акта до его рассмотрения.
Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом.
2) представление – акт прокурора об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Вносится в орган или должностному лицу, правомочным их устранить.
3) постановление – акт прокурора, которым он возбуждает уголовное дело, дело об административном правонарушении, дело о дисциплинарном производстве. Мотивированное постановление может выноситься прокурором и в иных случаях как форма выражения его требований. Постановления прокурора рассматриваются в установленные законом или им сроки.
4) предписание – письменный акт прокурора об устранении нарушений закона. Письменное предписание об устранении нарушения закона направляется органу или должностному лицу, допустившим нарушение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочным устранить допущенное нарушение.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005.
2. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З в ред. от 18 июля 2016 г. № 401-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 21.07.2016, 2/2399.
3. Данилевич, А. А. Прокурорский надзор: учеб.-метод. пособие для студентов юрид. спец. БГУ / А. А. Данилевич. – Минск: БГУ, 2013. – 35 с.
4. Прокуратура Республики Беларусь / Сост. Е. А. Малашко. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003. – 13 [3] с. – (Серия «Это должен знать каждый».)
5. Емельянов, С. Л. Прокурорский надзор. Тексты лекций / С. Л. Емельянов. – Гомель, 2005. – 144 с.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З в ред. от 17 июля 2018 г. № 131-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 28.07.2018, 2/2569.
7. Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2007. – 528 с.