1. Охарактеризуйте источники и принципы права международных договоров
2. Охарактеризуйте Совет Безопасности ООН: функции и полномочия
Задача
Список использованных источников
1. Охарактеризуйте источники и принципы права международных договоров
Содержание права международных договоров составляет совокупность правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров. Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, являясь средством поддержания всеобщего мира и безопасности, развития международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН [1, c. 178].
Договоры заключаются для конкретного и недвусмысленного установления взаимных прав и обязанностей сторон договора. Договорная форма закрепления международных отношений обусловливает стабильность международного правопорядка. Краеугольная, конституирующая роль договоров выражается также и в том, что нет ни одной отрасли международного права, становление и развитие которой не было бы связано с договорами.
В соответствии со статьей 2 Венской конвенции о праве международных договоров (далее – Веская конвенция 1969 года) и Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (далее – Венская конвенция 1986 года) международный договор (treaty) – это регулируемое международными правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования [2, р. 53-55].
Договорное нормотворчество характеризуется целенаправленностью, программируемостью. Договорные нормы обладают большими возможностями для перестройки существующих и установления новых отношений [3, c. 176]. Объектом международного договора могут быть проблемы, как относящиеся к международным делам, так и входящие во внутренние дела государства. Однако государства воздерживаются от того, чтобы объектом договоров становились вопросы, составляющие сугубо внутреннюю компетенцию государств.
2. Охарактеризуйте Совет Безопасности ООН: функции и полномочия
Значение Совета Безопасности ООН выражается в том, что это основополагающий орган, предопределяющий основные конторы, баланс политических сил в мире после Второй Мировой войны. Совет Безопасности – это постоянно действующий орган Организации Объединенных Наций, на который, руководствуясь статьей 24 Устава ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности состоит из 15 членов Организации. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Члены ООН в соответствии с Уставом, принимают на себя обязательство подчиняться решениям Совета Безопасности и неукоснительно выполнять их. В состав Совета Безопасности входят 15 государств-членов – 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:
- пять – от государств Африки и Азии;
- один – от государств Восточной Европы;
- два – от государств Латинской Америки;
- два – от государств Западной Европы и других государств.
Ротация Председателей Совета Безопасности происходит ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных по алфавиту английских названий. Каждый из членов Совета Безопасности должен постоянно иметь представителя в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций, в том чтобы Совет Безопасности мог собраться в любое время, когда в этом возникнет необходимость.
Руководствуясь Уставом ООН, Совет Безопасности должен функционировать непрерывно и осуществлять «быстрые и эффективные действия» от имени членов ООН. Именно с этой целью каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания ООН. Согласно правилам процедуры, промежуток между заседаниями Совета Безопасности не должен превышать 14 дней, хотя на практике это правило не всегда соблюдалось.
Задача
Военный корабль государства М. подверг осмотру в открытом море судно, плавающее под флагом государства И., на том основании, что у него были подозрения о перевозке судном большой партии наркотических средств. Наркотики действительно были обнаружены. Капитан судна, тем не менее заявил, что осмотр считает нарушением норм международного права.
Было ли нарушение международного права?
В чем оно выразилось?
Решение
Приступая к правовой квалификации изложенной ситуации, необходимо предварительно отметить, что пространства с международно-правовой точки зрения подразделяются на:
- пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и составляющие территорию каждого из них;
- пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного из них.
Пространства морей и океанов называются открытым морем, если они не подчинены суверенитету какого-либо государства [6, c. 136]. В связи с этим, каждое судно находится в подчинении юрисдикции только того государства, под флагом которого оно ходит. Конвенция об открытом море 1958 года в статье 2 закрепляет, что никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету [7]. Конвенцией ООН по морскому праву, наряду с этим, право устанавливать за пределами территориального моря в прилегающем к нему районе открытого моря исключительную экономическую зону шириной до 200 морских миль, в которой признаются суверенные права прибрежного государства на разведку и разработку естественных ресурсов зоны [8]. За прибрежным государством была признана юрисдикция в отношении сохранения морской среды и создания искусственных островов и установок. Конвенция ООН по морскому праву, вместе с тем, не изменила правового статуса морских пространств за пределами территориального моря, подтвердив, что никакое государство не вправе претендовать на подчинение этих пространств своему суверенитету. Она сохранила в них, кроме того, за всеми государствами право пользования свободой судоходства.
1. Колосов, Ю.М. Международное право: учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М.: Международные отношения, 2003. – 720 с.
2. Aust, A. Handbook of International Law / A. Aust. – Cambridge, New York, Melbourne [etc.]: Cambridge University Press, 2005. – 842 p.
3. Лукашук, И.И. Международное право. Общая часть: учебник И.И. Лукашук. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. – 415 с.
4. Акимов, Н.Н. Международное право: курс лекций / Н.Н. Акимов, М.Л. Чудаева. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 371 с.
5. Устав Организации Объединенных Наций 26.06.1945 г. [Электронный ресурс] ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета БССР 30.08.1945 г. // ЭТАЛОН. Международные договоры / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
6. Гуреев, С.А. Международное морское право: учебник / С.А. Гуреев, И.В. Зенкин, Г.Г. Иванов. – М.: Норма, Инфра-М, 2011. – 431 с.
7. Конвенция об открытом море 1958 года [Электронный ресурс] / Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/hsea.pdf.
8. Конвенция по морскому праву 1982 года [Электронный ресурс] / Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf